вторник, 31 декабря, 2024
Барнаул, 6 июня – Сибинфо. Павел Быковских. В сентябре 2014 года жители Алтайского и Красноярского краев, Новосибирской области и Республики Алтай будут выбирать своих губернаторов. Пока здесь отчетливо видны лишь представители кандидатов от власти. Однако интрига все-таки есть. О легитимности результатов, борьбе с самим собой, самоцензуре оппозиции и факторе стихийного бедствия перед выборами глав регионов "Сибинфо" рассказал политолог, руководитель "Политической экспертной группы" Константин Калачев.
– Выборы губернаторов не за горами, но какой-либо острой политической борьбы в сибирских регионах не наблюдается. Значит ли это, что они напрочь лишены всякой интриги?
– Константин Костин, автор рейтинга эффективности губернаторов, очень влиятельный (в силу своего бэкграунда – отвечал за внутреннюю политику в администрации президента) политический эксперт заявил, что конкурентные выборы придут в Россию через два избирательных цикла. Такой вот оптимистический прогноз.
Думаю, элементы конкурентных выборов будут наблюдаться уже в этом году. Однако сюрпризы можно ожидать в одном, максимум – двух регионах. В этом смысле сибирские регионы представляют интерес. Давайте по порядку.
Республика Алтай. Александр Бердников. Глава пытается на фоне наводнения поднять свой рейтинг и чуть ли не лично спасает пострадавших. Здесь он все верно уловил. Но в преддверии удара стихии дела у Бердникова были неважны, и его рейтинг колебался в районе 30%. В случае выдвижения единого кандидата от оппозиции, а она там есть, как есть и раскол элит, у Бердникова появились бы серьезные проблемы. Но в России очень сложно с договороспособностью всех представителей оппонентов власти. Так или иначе, у главы Алтая самые низкие стартовые позиции.
Как и у Бердникова, ситуация неоднозначна и в Красноярском крае, но по своим причинам. Популярный в крае политик Анатолий Быков после отставки Льва Кузнецова заявил, что и Виктор Толоконский им (красноярцам) не мил, что и ему готовы дать бой. Но Быков как человек разумный может просто набивать себе цену, а потом договариваться с Толоконским. Хотя пока о подобных договоренностях ничего не известно, и Толоконский после своего назначения исполняющим обязанности губернатора был воспринят здесь довольно прохладно. Есть в крае политики куда более популярные. Тот же Усс (Александр Усс – спикер законодательного собрания края. – Примечание редакции). Хотя в данном случае речь об участии в выборах не идет. Но такие люди могут оказывать закулисную поддержку "своему" кандидату.
– Но как же время? Ведь его уже практически не остается.
– Есть давление из Кремля, есть самоограничители. Но само выдвижение делает кандидата известным. Факт интриги также может сыграть свою роль. Но это все гипотезы. В Красноярске люди более системные, чем в Республике Алтай, и здесь можно говорить о выдвижении противников Толоконского лишь только как о теоретической возможности.
– Как насчет Алтайского края и Новосибирской области?
– У главы Алтайского края Александра Карлина система управления территориями выстроена намного жестче, чем у его соседа из Горного Алтая. Он, конечно, куда больше контролирует ситуацию, нежели Бердников. Что касается Новосибирской области, от (врио губернатора) Владимира Городецкого, как от мэра (возглавлял Новосибирск в 2000-2014 годах), наблюдалась серьезная усталость. Запрос на обновление здесь есть. Однако Новосибирск намного менее пассионарен, чем тот же Красноярск. Победа коммуниста Анатолия Локтя не была сенсацией, поскольку была согласована с Москвой, его поддерживал тогда еще полпред Толоконский и т. д. Когда нужен "правильный" результат, столица Сибири, как бы громко это ни звучало, ничем не отличается от других менее значимых городов... Да и не очень понятно, с кем бы Городецкий сейчас мог конкурировать.
– Вообще интересно, почему ни в одном из четырех сибирских регионов, где будут выбирать губернаторов, не видно активности оппозиционных кандидатов?
– Потому что системная оппозиция решила за кресла губернаторов не бороться. Подобные мандаты они получают из рук президента. Так было в случае с коммунистом Потомским (Вадим Потомский – исполняющий обязанности губернатора Орловской области). Так было в Забайкалье, где "Справедливая Россия" получила своего губернатора Константина Ильковского. Есть самоцензура, понимание границ возможностей и нежелание идти на политический конфликт. Людей, готовых бороться несмотря ни на что, практически не осталось, и их совсем нет среди партийных вождей.
В Новосибирске возникают несколько иные проблемы, нежели конкуренция – легитимация результата. Здесь может быть невысокая явка, порча бюллетеней, хотя вряд ли массовая. На выборах мэра Новосибирска Городецкому уже приходилось прибегать к дополнительным мерам по обеспечению легитимности выборов. Я имею в виду "добрые карты", когда людей заманивали на участки скидочными картами. Но такие вещи работают один раз. Теперь же штаб Городецкого может пойти по пути организации праздничности выборов. Словом, провести голосование "по-тулеевски".
– Мощнейшее наводнение в Алтайском крае и Республике Алтай способно пошатнуть предвыборные позиции местных кандидатов от власти?
– Паводок – фактор изначально негативный и очень существенный. Но кандидаты способны использовать его и в свою пользу. Это прекрасно понял Бердников, судя по информационному сопровождению сложившейся ситуации. Лояльные ему СМИ пытаются представить главу в роли спасателя. Вопрос в том, каковы будут пропорции пиара и реальных дел. Сейчас трудно судить однозначно, в какую сторону качнется маятник рейтинга в результате наводнения. Но любое стихийное бедствие – это повод для роста протестных настроений. Если губернатор сработает по "формуле Шойгу" – это одна история, если не сможет повернуть ситуацию в свою пользу – другая.