пятница, 22 ноября, 2024
“Атмосфера” продолжает хронику самых драматичных в истории Алтайского края выборов. В двух первых материалах мы рассказали, как и в какой обстановке проходило выдвижение действующего главы администрации края Александра Сурикова и артиста Михаила Евдокимова, избранного в итоге губернатором региона. Сегодня речь пойдет о пяти других кандидатах, принимавших участие в выборах 2004 года. Кстати, как и Суриков и Евдокимов, все они были самовыдвиженцами. Как минимум один из кандидатов, Виталий Суриков, был проектом штаба Евдокимова. Для Алтайского края выдвижение однофамильца стало новинкой. Но обо все по порядку.
Владимир Никулин – страховка Сурикова
12 января 2004 года документы в краевую избирательную комиссию подал заместитель директора департамента внешнеэкономической деятельности администрации Алтайского края Владимир Никулин. Он представил 24290 подписей избирателей и был зарегистрирован 12 февраля.
В 2003 году Владимир Никулин был членом крайкома КПРФ, однако в Государственную Думу зимой того же года баллотировался от блока “Родина”. О своем намерении принять участие в губернаторских выборах Никулин объявил 9 января 2004 года на собрании Алтайского отделения Российской ассоциации политической науки (РАПН), сообщало ИА “Амител” . “Поскольку Никулин является ответственным чиновником крайадминистрации, занимая пост замдиректора департамента внешнеэкономической деятельности, логично было бы предположить, что эта инициатива согласована с действующим губернатором, - писал “Банкфакс”. - Однако, каких-либо данных, подтверждающих эту версию, пока не имеется. Не просматриваются и стоящие за Никулиным экономические структуры, в связи чем его губернаторская кампания, по-видимому, будет малобюджетной”.
Впрочем, тогда мало кто из наблюдателей сомневался, что Владимир Никулин – это страховка от срыва выборов в том случае, если все остальные соперники Александра Сурикова снимут свои кандидатуры.
Окончательно все стало на свои места 3 марта, когда Владимир Никулин подал иск в суд, требуя снять Михаила Евдокимова с выборов “по причине не верно указанного в заявлении о согласии баллотироваться места рождения: вместо “Новокузнецк” (что правильно) было написано “Верх-Обское” (там Евдокимов провел детство и юность, это его родина, но он не там родился”, пишет Сергей Тепляков (“550 дней Михаила Евдокимова”. Барнаул, 2015, с. 41.).
А 11 марта на правах бесплатной политической рекламы Никулин разместил в “Алтайской правде” заявление, озаглавленное “Что будет, если победит Евдокимов?” Кандидат на должность главы администрации края выделил четыре основных позиции: 1. Прежде всего надо будет забыть о газификации края. 2. Край начнет наращивать долги по заработной плате бюджетникам. 3. Резко возрастет уровень безработицы. 4. Существенно возрастут в крае цены на топливо.
Сергей Шабалин выступал самостоятельно?
28 января появился третий кандидат – документы в избирательную комиссию сдал генеральный директор ОАО “Алтайэнерго” Сергей Шабалин. Он представил 23868 подписей избирателей и был зарегистрирован 12 февраля.
После выдвижения Шабалина “Банкфакс” писал, что в условиях явного недостатка информации ряд политических комментаторов оценивают его инициативу как согласованную с губернатором, который нуждается в "согласованном" оппоненте на выборах.
“Другие эксперты, напротив, говорят о намерениях Шабалина вести серьезную политическую борьбу и даже о желании попытаться оспорить юридическое право Сурикова выдвигаться на очередной срок в марте 2004 г. Впрочем, стоит отметить важную деталь - в окружении главного энергетика дают понять, что ранее близкий к правым Шабалин в губернаторской кампании, скорее всего, будет позиционировать себя как независимого, внепартийного кандидата, что лишает его значимого политического ресурса и едва ли может свидетельствовать о серьезности намерений побороться за губернаторский пост”.
Высказывалась и версия о том, что Шабалин играет в команде Михаила Евдокимова. Когда еще один кандидат на тех выборах, Владимир Семенов (о нем ниже) подал в краевой суд иск о снятии кандидатуры Александра Сурикова, и суд этот иск не удовлетворил, разыгралась детективная история. 6 марта к заместителю председателя краевого суда Людмиле Зверевой прибыл некий Роман Платонов из Москвы и предъявил предписание, на котором стояла подпись Дмитрия Медведева, тогда - руководителя администрации президента. Целью гонца было доставить дело в Верховный суд. Зверева обратилась в управление ФСБ по краю и его сотрудникам было предъявлено удостоверение ФСО. Как писал “Коммерсант”, в УФСБ оперативно установили, что в ФСО России, равно как и в администрации президента РФ, сотрудник по фамилии Платонов не числится. Кроме того, выяснилось, что в секретариате президентской администрации подобная бумага не регистрировалась.
Закончилась эта история мирно – Платонова отпустили, и он улетал из Барнаула в Москву на самолете ОАО Авиакомпания “Авиаэнерго”, учредителем которой было РАО “ЕЭС России” (председатель правления Анатолий Чубайс). В его структуру входило и “Алтайэнерго”.
Естественно, с описанной выше историей стали связывать Сергея Шабалина. “Энергетик на выборах губернатора был один – Сергей Шабалин, будто бы “решивший проверить свои силы”. Выходило так, что еще и Шабалин работает с Евдокимовым в одной упряжке”, пишет Сергей Тепляков в своей книге (с. 50). Добавим, что Шабалин в 2003 году вступил в “Союз правых сил”, в первую тройку думского списка которого в 2003 году входил Анатолий Чубайс. Кстати, и Владимир Семенов входил в Госдуме во фракцию СПС.
Действительно ли Шабалин играл против Суриков, не известно. Вполне возможно, вся эта история была затеяна Чубайсом и реализована Семеновым. Суриков не жаловал Чубайса, проведенную им приватизацию и реформу энергетики. В 2002 году сибирские губернаторы создали рабочую группу по реформированию энергетики, они высказывали обеспокоенность передачей полномочий по регулированию тарифов Федеральной энергетической комиссии и, соответственно, потерей рычагов влияния на формирование тарифов, а также перераспределением налоговой базы в связи с организацией межрегиональных сетевых компаний. Суриков стал сопредседателем группы.
Борис Трофимов, который в 2004 году был руководителем краевого отделения Пенсионного фонда, в марте избрался депутатом краевого Совета и возглавил фракцию “Единая Россия”, считает, что Шабалин на выборах не был связан с Евдокимовым и выступал самостоятельно, но “играл и там, и там”. “Шабалин – это игрок”, - говорит Трофимов. По его словам, после первого тура выборов Шабалин был готов призвать своих избирателей и организовать голосование энергетиков за Сурикова при условии, что после избрания Суриков назначит его председателем правительства. Но Суриков на это не согласился, рассказал Трофимов.
Владимир Семенов попал на выборы случайно?
Уже упоминавшийся Владимир Семенов сдал документы на регистрацию 2 февраля и был зарегистрирован по залогу в 1,5 млн рублей 6 февраля.
Семенов значился временно неработающим, в 1999 – 2003 годах он был депутатом Государственной Думы и входил во фракцию “Союз правых сил”.
Причины его появления в качестве кандидата были для всех загадкой, пока он не начал в своих агитационных материалах “разоблачать” Сурикова. Объективно это было на руку Евдокимову. Впрочем, как пишет в своей книге Сергей Тепляков, “от Семенова штаб Евдокимова открестился” (с. 23).
“Семенов – вообще загадка природы… Все после победы Михаила Сергеевича стали приписывать себе разные заслуги. Кто-то вроде приписывал, что Семенов был техническим кандидатом, но я бы не сказал. Это такая была большая иллюзия – что кто-то где-то помогает Евдокимову. Помогать стали немного позже. Вначале мы реально были небольшой кучкой людей, которые хотели что-то сдвинуть…” – рассказал Теплякову политтехнолог Владислав Волков из штаба Евдокимова.
“Семенов – это классическая торпеда, через него сливался весь негатив на Сурикова”, - заявил Теплякову Андрей Ляпунов, работавший у Сурикова пресс-секретарем.
Владимир Семенов привел автору книги “550 дней Михаила Евдокимова” (с. 24) свою версию событий:
“На эти выборы я попал в общем-то случайно… Мы анализировали разные выборы из проходивших тогда в стране, но эти выглядели самыми интересными. Понятно, что если идет Евдокимов, то к выборам будет приковано внимание СМИ. Также было интересно его противостояние с Суриковым – одним из самых авторитарных региональных руководителей. Там было с кем бороться. Мы решили: надо идти туда и говорить правду”.
Впрочем, кто эти “мы’ Семенов не сказал. Уклонился он и от прямого ответа на вопрос о связи его работы со штабом Евдокимова.
“Я, конечно, хотел выиграть… Я всегда хочу выиграть. Единственным шансом на это было снять с выборов Сурикова. Я на это работал. Если бы все знали, что Сурикова снял я, то во второй тур вышли бы Семенов и Евдокимов, и еще не известно, кто кого. Да, я выступал с критикой Сурикова, а Евдокимов работал в образе “ребята, я свой!”. Можно предположить, что это была согласованная работа. Но ведь если бы Сурикова удалось снять, то борьба началась бы между мной и Евдокимовым… Тандем был условный. Я лично виделся с Евдокимовым только на дебатах, консультаций у нас с ним не было, спланированной стратегии не было”.
Александр Русанов не захотел участвовать в фарсе?
3 февраля в краевую избирательную комиссию сдал документы еще один кандидат – проректор по административно-хозяйственной работе Новосибирского гуманитарного института Александр Русанов. 10 февраля, как и Семенов, он был зарегистрирован по залогу.
Александр Русанов отметился в избирательной кампании только тем, что снял свою кандидатуру. 2 марта он публично заявил об этом, распространив открытое письмо Михаилу Евдокимову.
"Михаил Сергеевич! Ну, сколько можно обманывать жителей края. Вся ваша выборная кампания построена на постоянном введении в заблуждение избирателей”, - так начиналось письмо, полный текст которого приводит ИА “Амител”. Обращение содержало нападки на Евдокимова по поводу его имущества (“Вот Вы всем говорите, что простой деревенский парень, от сохи, живете как все. Посмотрел я вашу декларацию и ахнул. Несколько земельных участков под Москвой, три квартиры в столице, четыре машины, да еще какие - "Мерседесы".), доходов (“Жалеете в каждой телепрограмме бедных крестьян, а сами зарабатываете более трех миллионов в год не потом и кровью, как они, а, прежде всего, на водке и посредничестве”.),образования (“…как смогли бы управлять краем, едва-едва получив высшее образование. Вы ведь сами всем рассказываете, что, недоучившись, ушли с третьего курса, а диплом получили лишь в 2002 году”.).
“Прошу это открытое письмо считать моим официальным объявлением о снятии моей кандидатуры с выборов главы администрации Алтайского края, - писал Русанов. - Я не хочу участвовать в фарсе, устроенном заезжими кандидатами, которые вводят в заблуждение избирателей”. Себя Русанов называл уроженцем Алтайского края.
Краевая избирательная комиссия получила уведомление о снятии кандидатуры Александра Русанова 4 марта. Указанная в документе причина - "в связи с резко ухудшившимся состоянием здоровья" - подтверждена медицинской справкой, сообщила СМИ председатель крайизбиркома Ольга Агафонова. В тот же день, 4 марта, регистрация Русанова как кандидата была аннулирована избирательной комиссией.
Как Русанов появился на выборах не известно. К снятию его кандидатуры, как поговаривали в марте 2004 года, имела отношение администрация Алтайского края.
Виталий Суриков оказался очень полезен
Это были первые в Алтайском крае выборы, на которых использовалась технология двойников. 5 февраля 2004 года, в один день с Михаилом Евдокимовым, в избирательную комиссию Алтайского края сдал документы и внес залог Виталий Александрович Суриков, 15 декабря 1961 года рождения, образование среднее профессиональное, Ростовский отряд ведомственной охраны, стрелок спецгруппы стрелковой команды, место жительства г. Ростов-на-Дону. Зарегистрирован кандидатом он также был в один день с Евдокимовым – 10 февраля.
“По-видимому, речь идет о хорошо подготовленной пиаровской схеме, так как, очевидно, что появление кандидатуры второго Сурикова разобьет голоса действующего губернатора. По неофициальной информации, к данной схеме может быть причастен еще один кандидат в губернаторы - бывший думец Владимир Семенов” (о нем – выше. –“Атмосфера”.), писал “Банкфакс” 5 февраля 2004 года.
Никто не сомневался, что выдвижение второго Сурикова было организовано штабом Михаила Евдокимова – главного соперника Александра Сурикова. Но, если можно так сказать, официальное подтверждение появилось только через 11 лет в книге Сергея Теплякова “550 дней Михаила Евдокимова” (Барнаул, 2015, с. 23).
“Суриков-2 – наш проект, - признался в беседе с Тепляковым ростовский политтехнолог Владислав Волков, работавший в штабе Евдокимова. – Он был смешной. Все так возбудились… Даже в Ростовской области, откуда тот был родом. Правда, жил в такой жопе мира, что никто туда даже не поехал всерьез. Это район Аксая (город-спутник Ростова-на-Дону) такой – Кизетеринка… Там по-над Доном дороги плохие, фиг какой адрес найдешь. С Дона выдачи нет, ты же понимаешь. Охранник такой… Я, правда, с ним даже и знаком-то не был, поручил ребятам нашим, они его сделали. Очень полезный оказался, это точно”.
Виталий Суриков, действительно, оказался очень полезен Михаилу Евдокимову. Забегая вперед, скажем, что Суриков-2 получил в первом туре 2,79% голосов, которых как раз и не хватило Александру Сурикову для победы и вывело Сурикова и Евдокимова во второй тур.
Никакой кампании Виталий Суриков, естественно, не вел. Весь расчет делался на то, что часть избирателей проголосует за него по ошибке.
Александр Суриков много лет спустя прокомментировал эту ситуацию так: “Может быть, надо было серьезнее подойти, чтобы хотя бы второго Сурикова Александра Александровича не зарегистрировать, который отобрал у меня три процента и не дал выиграть в первом туре” (информационно-политический бюллетень “Политсибру”, 2012, № 4).
В следующем материале мы расскажем о самом ходе избирательной кампании перед первым туром, который состоялся 14 марта 2004 года.