среда, 30 октября, 2024
В первом материале мы рассказали, как проходило выдвижение действующего губернатора Александра Сурикова. Сегодня речь пойдет о том, как пришел в политику и как выдвигался в 2004 году его главный конкурент артист Михаил Евдокимов.
“В материальном отношении мне уже давно ничего не нужно, а вот помочь землякам надо"
7 января 2004 года, в среду, о своем намерении принять участие в выборах главы администрации Алтайского края телеканалу НТВ сообщил артист Михаил Евдокимов. Все СМИ, распространившие эту новость, ссылаются именно на НТВ.
В тот же день lenta.ru писала: “Известный артист эстрады, ветеран юмористической программы “Аншлаг” Михаил Евдокимов намерен выдвинуть свою кандидатуру на выборах губернатора Алтайского края. Об этом он сообщил в среду в интервью телеканалу НТВ.
Комментируя свое решение, Евдокимов заявил журналистам: "Народ просит, чтобы я баллотировался в губернаторы. В материальном отношении мне уже давно ничего не нужно, а вот помочь землякам надо".
"Я не просто артист, у меня экономическое образование", - сказал Евдокимов, отметив при этом, что уже в ближайшие дни официально объявит о начале своей политической карьеры”.
8 января, первым из алтайских СМИ, о планах Михаила Евдокимова рассказало ИА “Амител”, фактически повторившее публикацию lenta.ru.
9 января появилась информация в “Комсомольской правде на Алтае”. В краевой избирательной комиссии корреспондентам “Комсомолки” сказали, что “впервые слышат о желании Евдокимова баллотироваться в губернаторы”. Пресс-секретарь Александра Сурикова Андрей Ляпунов прокомментировал газете заявление артиста так: “Официальной информации о выдвижении Евдокимова нет. Если это все правда, то относиться к желанию юмориста стать губернатором нужно с юмором. Творческие люди любят почудить. Марк Твен, например, в свое время выдвигался в президенты США”. Справедливости ради отметим, что такой же была первая реакция многих наблюдателей.
10 января “Комсомольская правда” опубликовала в своем федеральном выпуске комментарий Михаила Евдокимова. “Официально об этом я пока не объявлял, но если народу эта новость приятна, то я рад”, - сообщил Евдокимов и уточнил, что на днях подаст заявление в избирательную комиссию. “Понимаете, в губернаторы идти – это не на охоту, рыбалку, а тем более в баню. Много моментов всяких имеется. Но я всерьез решил бороться за губернаторский пост. Вернусь на днях в Москву, поговорим обстоятельно с “Комсомолкой”. Сейчас я в Казахстане нахожусь”, - заявил Евдокимов. 9 января в Казахстане Владимир Путин открывал Год России, уточнила газета.
Журналистке “Свободного курса” Елене Федориновой (Масловой) удалось дозвониться до Евдокимова. Короткое интервью с ним вышло в № 3 от 15 января. Приведем текст полностью:
- Чем вы руководствовались, когда принимали решение об участии в губернаторских выборах?
- Решение еще не принято. Был просто разговор в определенных кругах, вот и все.
- В кругах наших, алтайских?
- Нет.
- А у нас в крае шли какие-то переговоры на эту тему?
- Пока нет. Я же всю жизнь был независимым. И тут особо никого не беспокоит, хотя, в принципе-то, здесь получается самопожертвование.
- Почему самопожертвование?
- Какая великая радость в том, что плохо относятся? Просто есть люди, которые плохо к этому относятся, потому что им судьба края до фонаря. А мне - нет. Там такие умные, что вы! Мудрецы такого ранга! Слушаешь их и уши вянут.
- Но ваши личные намерения достаточно серьезны?
- Достаточно серьезны. Если народ сам хочет что-то изменить. Но если народ сам не хочет, то как я могу идти и говорить, что я хороший? Сколько можно убеждать в том, что я не предатель? Это же смешно.
- У вас будет сильный конкурент - действующий губернатор.
- Все будет зависеть от народа.
- Но народ, наверно, нужно в чем-то убедить.
- Никого ни в чем я не собираюсь больше убеждать в этой жизни. Поеду в тайгу жить.
“В каких кругах могла идти речь о выдвижении артиста, неизвестно. Но любопытен тот факт, что в прошлом году Владимир Путин в ходе визита на Алтай предпочел одному из пунктов официальной программы визит в село Верх-Обское к Евдокимову”, - отметила автор.
Нужно сказать, что реакция СМИ на заявление Евдокимова об участии в выборах была сдержанной. К середине января 2004 года публикации о его политических планах практически прекратились и возобновились только после 5 февраля, когда Евдокимов сдал документы в краевую избирательную комиссию. Для регистрации он внес залог 1,5 млн рублей и был зарегистрирован 10 февраля.
“Ну, Евдокимов не Шварценеггер при всем к нему уважении”
Шансы Михаила Евдокимова на победу многие наблюдатели оценили очень низко. “У меня отношение к нему как к кандидату очень серьезное, так как в настоящее время Евдокимов не только "человек аншлага", но и серьезный бизнесмен”, - заявил “Банкфаксу” заместитель директора краевого департамента внешнеэкономической деятельности и кандидат в губернаторы Владимир Никулин. Но, “что касается его направленности только на победу, считаю, что это нереально”, - сказал Никулин.
“Мы эту кандидатуру вообще не рассматривали всерьез - думали, это неправда, политическая шутка”, - прокомментировала выдвижение Евдокимова заместитель координатора Алтайского отделения ЛДПР Людмила Михайлова.
“Мы не препятствуем Евдокимову, пусть выдвигается. Веселая будет избирательная кампания - он внесет изюминку в выборы, - говорил первый секретарь Барнаульского горкома КПРФ и руководитель краевого отделения Народно-патриотического союза России Валентин Неменов. - Только все равно у Евдокимова нет никаких шансов занять пост губернатора, да и ни у кого из кандидатов его нет. Суриков, без сомнения, выиграет выборы”.
Достаточно низко шансы Михаила Евдокимова оценивали и политологи, например, заместитель генерального директора московского “Центра политических технологий” Борис Макаренко.
“Думаю, несмотря на всеобщую популярность и узнаваемость Евдокимова, на самом деле Александр Суриков остается фаворитом, - говорил Макаренко в интервью “Свободному курсу” (№ 7, 12 февраля 2004 г.). - Полгода назад представлялось, что он непобиваем вообще. Сейчас, посмотрев на итоги думских выборов, можно сказать, что Алтайский край отличается здоровым консерватизмом, который предполагает здравую оценку избирателями того, что человек из себя представляет и что он может”.
После выдвижения Евдокимова журналисты стали сравнивать его с популярным американским актером Арнольдом Шварценеггером, избранным в 2003 году губернатором Калифорнии.
“Ну, Евдокимов не Шварценеггер при всем к нему уважении. У него нет такой харизмы, - комментировал Борис Макаренко. - Феномен Шварценеггера работает там, где у его главного соперника, политического ветерана, совсем все рассыпалось. Наверное, у Сурикова не идеальная ситуация, но он все-таки достаточно крепкий хозяин региона”.
Возможно, неверие в победу Евдокимова объяснялось его низкими результатами на выборах в Государственную Думу в 1995 году. Тогда он баллотировался по Барнаульскому избирательному округу № 34 от блока “Стабильная Россия”.
В первую тройку партийного списка “Стабильной России” входили бывший мидовский работник Олег Петров, народная артистка СССР Элина Быстрицкая и председатель правления ассоциации военнослужащих “Содействие” Александр Горлов. В России за них отдали голоса 0,12% избирателей, в Алтайском крае – 0,19%.
Результат Евдокимова оказался намного выше общепартийного, но недостаточен для победы. За него проголосовали в Барнауле 18 456 избирателей (6,4%), сообщала “Алтайская правда”, 23 декабря 1995 года. Для сравнения приведем результат победительницы, коммунистки Нины Даниловой – 61 183 голосов (21,3%). Евдокимов занял шестое место среди пятнадцати кандидатов, пропустив вперед себя не только Данилову, но и главного врача онкодиспансера Александра Лазарева, депутата Госдумы Алексея Сарычева, известного тогда алтайского политика Петра Акелькина и Юрия Шмакова из ЛДПР.
Характерно, что при этом на избирательный счет Евдокимова поступило 123 млн 900 тыс. рублей – больше, чем у всех остальных кандидатов в Барнаульском избирательном округе. По данным окружной избирательной комиссии, истратил на выборы он всего 27 млн 612 тыс. 855 руб., сообщала “Алтайская правда” 16 декабря 1995 года.
В предвыборном интервью “Алтайской правда” (6 декабря 1995 г.) Евдокимов тогда говорил: “Лично для себя мне ничего не надо. (Фактически эти же слова он произнес и в 2004 году. – “Атмосфера”.) У меня все есть: любимая работа, семья, квартира (два года как перебрался из служебной в собственную), машина. Известность? Мне ее и без политики хватает. Но убежден, что, когда известный артист приходит во власть, он очень многое может сделать для людей, как уже сделали Михаил Ульянов, Олег Басилашвили… Популярность, авторитет имени открывают самые тугие чиновничьи двери и помогают решить самые разные проблемы”.
“Тут народ просит меня пойти в губернаторы…”
По всей видимости, мысли о политической карьере не отпускали Михаила Евдокимова. В сети есть неподтвержденная информация о том, что в 2003 году он собирался баллотироваться в Государственную Думу от Аграрной партии. “Это вполне похоже на правду”, потому что Евдокимов был дружен с лидером Аграрной партии Николаем Харитоновым, - писало ИА “Амител” в 2022 году в материале, посвященном 65-летию бывшего губернатора.
В 2005 году старший брат Михаила Евдокимова Александр рассказал, “Комсомольской правде – Новосибирск”, что несколькими годами раньше Михаил Сергеевич “замышлял стать президентом страны”. “Он мне как выложил все свои политические идеи, — вспоминал Александр Евдокимов, — я даже ахнул. Говорю: ну зачем тебе это надо, вон сначала хоть на области потренируйся, а там видно будет”.
Планы стать губернатором Алтайского края появились у Михаила Евдокимова не позднее 2003 года. В апреле 2006 года “Свободный курс” писал, что задолго до выборов Евдокимов вел с двумя алтайскими депутатами Госдумы “разговоры о политике, о губернаторстве”.
Александр Суриков в интервью информационно-аналитическому бюллетеню “Политсибру” (2012, № 4) рассказал, что начал догадываться о планах Евдокимова задолго до выборов:
“Я об этом подумал первый раз, когда он ко мне пришел за миллионом долларов на фильм. Я ему отказал. Хоть он был и знаменитый земляк, но бюджет края не позволял это сделать. Это было за полтора года до выборов. Потом было предложено поставить во главе Бийска Леонида Баклицкого (после победы Евдокимов назначил Баклицкого своим замом. – “Атмосфера”.), я тоже отказал. И тогда я подумал: ну, теперь, наверное, на выборы пойдет. И во время визита Владимира Владимировича Путина в 2003 году он этот вопрос уже зондировал. Его команда не очень хороших людей <…> примерно за год пристреливалась к этим вопросам. Я все знал”.
В декабре 2003 года Евдокимов своих планов уже не скрывал. В 2005 году уже бывший тогда первый зам Александра Сурикова Николай Чертов, друживший с Михаилом Евдокимовым, рассказал в интервью газете “Ваше дело”, что “Евдокимов упоминал об этом [намерении стать губернатором] в шутку несколько раз, но всерьез его слова никто не воспринимал”. Впервые артист серьезно поговорил со своим другом о планах сразиться с Суриковым 17 декабря 2003 года.
“Почему я запомнил эту дату? Потому что в тот день я защитил в Москве докторскую диссертацию, - рассказал Чертов “Вашему делу”. - А Евдокимов тогда лежал в больнице Министерства путей сообщения. И я решил вечером проведать его. Заехал в больницу, зашел в палату. Мы немного поговорили о мелочах, а затем он неожиданно спросил: "Хочу с тобой серьезно посоветоваться. Как ты смотришь, если я пойду на выборы губернатора края?".
По словам Чертова, он ответил Евдокимову так:
"Если хочешь получить серьезный ответ от друга, то не обижайся. Миша, зачем тебе это надо? Сегодня ты - всенародно любимый артист. У тебя есть уважаемая профессия и денежный жанр. Ты преуспевающий актер, каких сейчас немного. Если даже произойдет чудо и ты победишь, то просто дисквалифицируешься как артист. Потому что ни по закону, ни по совести ты уже не сможешь этим заниматься. Но самое главное, что ты никогда не приобретешь себя как губернатор и управленец, потому что ни одного дня не был на хозяйственной, управленческой, преподавательской или научной работе. Ты вообще понятия не имеешь, что такое быть губернатором и какая это огромная ответственность. В общем, ты только опозоришься и ничего не приобретешь".
Второй их разговор свидетельствует о том, что не только наблюдатели, но и сам Евдокимов не верил в свою победу. Беседа состоялась за несколько дней до окончания приема документов кандидатов избирательной комиссией. Чертов вспоминает, что приболел и лежал дома, Евдокимов позвонил ему из машины по дороге из Новосибирска к себе домой в Верх-Обское. "Как думаешь, с каким счетом я проиграю Сурикову?" – спросил Евдокимов. Чертов был не в курсе, что он уже почти готов подать документы, и спросил в шутку: "А вы что, в футбол собрались играть?". Евдокимов ответил, что серьезно собирается идти на выборы.
Еще одно свидетельство приводит Сергей Тепляков в книге “550 дней Михаила Евдокимова” (Барнаул, 2015, с. 6.). Журналистка Светлана Скаредова, работавшая в 2003 году в газетах “Московский комсомолец на Алтае” и “Жизнь”, рассказала Теплякову, что перед новым, 2004-м, годом взяла у Евдокимова интервью, и уже когда оно закончилось, он сказал ей: “Тут народ просит меня пойти в губернаторы…”
В следующем материале мы расскажем о том, кто еще и почему принял участие в губернаторских выборах-2004.