понедельник, 25 ноября, 2024
Барнаул, 25 сентября. – Атмосфера, Вячеслав Кондаков. Предложение двух известных российских режиссеров – Станислава Говорухина и Юрия Кары – о запрете показа американских фильмов в отечественных кинотеатрах стало самой обсуждаемой темой в киносообществе на прошлой неделе. Заявление Говорухина и Кары (к фамилии которого уже призывают прибавлять прилагательное "небесная"), что вместо всего американского в кинотеатрах нужно показывать условные "Ёлки-175" или "Мамы 77", нельзя рассматривать вне политического контекста. Говорухин руководил штабом Владимира Путина на выборах. Кара же является членом "Общественного Народного фронта" – детища президента. Оба – доверенные лица Путина, и уже этого достаточно, чтобы посчитать их заявления как руководство к действию. В итоге простой зритель забеспокоился: "А смотреть мы будем что теперь?".
Понятно, сейчас любое, что не русское, особенно для любителей Дмитрия Киселева, значит плохое и "агрессивно настроенное". Враги мерещатся повсюду. Они даже в кино, где янки постоянно спасают мир, а русского, как в фильме "Армагеддон", показывают пьяным и в шапке-ушанке. Думается, это не самое приятное зрелище для любого депутата Госдумы, который привык кругом видеть один позитив. И уж если нельзя кино превратить в радиоактивную пыль, то давайте его тупо запретим. Отсюда и патетичная риторика в российских СМИ и на телевидении. Мол, смотрите "Кармелиту" и "Доярку из Хацапетовки", а нового Дэвида Финчера или Вуди Аллена ни-ни..
По телевизору постоянно говорят, что нас никто не любит. При этом именно в этом году Андрей Звягинцев получает приз за фильм "Левиафан" в Каннах, а Андрей Кончаловский "Серебряного льва" в Венеции. Причем права на прокат картины Звягинцева уже купили 50 стран мира. Там она будет показываться в первоначальной версии с матом. В России же, чтобы "Левиафану" выдали прокатное удостоверение, пришлось полностью переозвучить ленту. Дело дошло до того, что один из самых ярких фильмов главного фестиваля мира не взяли на наши "Шукшинские дни на Алтае". Причина все та же – негоже смотреть кино, где русский человек пьет и безбожно матерится.
То, что Говорухин и Кара предлагают всему российскому кинематографу сесть голой задницей в глубокую лужу, застряв там надолго, пока остальные будут потешаться, стало понятно любому вменяемому человеку. Дело даже не в праве выбора зрителя, что ему смотреть, а что – нет. Пострадают, прежде всего, сами кинотеатры и кино, которое и так существует в основном за счет госфинансирования.
Схема проката в России – прозрачнее некуда: кинотеатры получают ровно половину от всех вырученных от сбора фильма средств. В 2013 году эта сумма с лихвой перевалила за миллиард долларов, причем около 85% – исключительно за картины русофобного Запада. И если лишить этих денег, то кинотеатры начнут работать себе в убыток. Необходимо учесть, что Голливуд снимает по 300 фильмов в год, а Россия – около 50.
Начинать реформу проката нужно не с запрета, а с воспитания у зрителя вкуса. Посмотрите на киноафишу в любом провинциальном городе страны, включая Барнаул. Редкий фестивальный фильм хоть как-то выходит за пределы Москвы и Питера. Отчаянные энтузиасты продолжают привозить в Россию фильмы победителей Каннского кинофестиваля, понимая, что зритель пойдет скорее на новых "Трансформеров", нежели на трехчасовую турецкую картину "Зимняя спячка". Для примера, "Елена" все того же Звягинцева собрала во Франции и США денег в пять раз больше, чем в России. Зритель, привыкший ходить в кино в основном под Новый год, не желает голосовать за фильм рублем. Проще и дешевле скачать его из интернета. Форма всеобщего пиратства, достигшая массовой эпидемии, распространилась на быт каждого зрителя в стране.
Во Франции поняли уже давно, что кино нужно делить исключительно на качественное и нет, поэтому создали систему, когда государство само платит кинотеатрам, чтобы они крутили месяцами фестивальное кино. Результат не заставил себя ждать. Французы, которым нельзя отказать в хорошем вкусе, с удовольствием смотрели как национальное кино, так и зарубежное. Голливудские блокбастеры занимали, согласно принятому закону, только 40% экранов, а остальные были отданы тому же Звягинцеву, Триеру, Ханеке и другим фестивальным режиссерам.
Понятно, что именно наличие в прокате голливудского кино и мультфильмов для детей не позволяет владельцам российских кинотеатров жить бедно. Убирать их из репертуара ради иранского или российского кино, как это предложил Говорухин, никто не будет. У зрителя должно быть право смотреть разнообразные фильмы. Кино – это не моцарелла, его другим сыром не заменишь.