понедельник, 25 ноября, 2024
Барнаул, 6 ноября – Атмосфера, Александра Черданцева. Специалист в области региональных политических процессов Александр Кынев презентовал на минувшей неделе в Барнауле проект мониторинга выборов Комитета гражданских инициатив, где особенное место было отведено кампаниям Алтайского края и Республики Алтай.
Большой доклад описывает основные тенденции избирательной кампании – 2014, причины и итоги. И Алтайский край, и Республика Алтай смогли выделиться на фоне других 30 регионов.
Напомним, в 2014 году в стране прошло 11 плановых, 19 внеочередных выборов глав регионов. Среди них и всенародное избрание глав двух Алтаев, где победителями вышли Александр Карлин и Александр Бердников. У обоих как раз заканчивался срок полномочий. А вот губернаторы Красноярского края Виктор Толоконский и Новосибирской области Владимир Городецкий выбраны досрочно – прошлые главы регионов ушли с постов раньше ожидаемого.
Говоря об особенностях прошедших губернаторских кампаний в целом по стране, Александр Кынев отметил такую тенденцию – снятие сильных конкурентов. Одним из примеров последнего тренда стал Виктор Калюжный, снятый с выборов главы Республики Алтай сразу двумя партиями – "Родиной" и партией "Великое Отечество".
Кроме того, в последние три года власти делали ставку на низкую явку, косвенную агитацию и различные маскировочные технологии. Опять же вернемся к Алтайскому краю. О том, что 14 сентября в регионе будут выборы, население могло видеть на единичных информационных стендах, слышать в небольшом количестве роликов по ТВ и радио. Главный кандидат – Александр Карлин – в свою очередь практически полностью дистанцировался от партии власти, показал свою предвыборную программу чуть ли не в последний момент, да и программой ее сложно назвать. Напомним, губернаторский пиар был сконцентрирован вокруг краевой программы "Алтай. Шаги к успеху".
Говоря о явке в целом, Александр Кынев отметил важную особенность, ярко характеризующую конкуренцию на губернаторских выборах в двух Алтаях. Республика Алтай, по его словам, показала самые конкурентные выборы в стране: по мере роста явки росла поддержка главного соперника Александра Бердникова – Владимира Петрова. На графике внизу черным цветом показан уровень голосования по мере роста явки за Бердникова, красным – за Петрова. То есть чем больше приходило людей на участки, тем выше становился рейтинг Петрова.
А вот еще один график, уже по Алтайскому краю, где видно, что никакой борьбы не было и в помине. По сути, в регионе явка не имела никакого значения, разве что только имидж.
То же самое и по процессу голосования: в РА нормальные показатели по досрочному голосованию и голосованию на дому, в АК нарушения очевидны. От себя добавим, что это уже неоднократно признавалось и экспертами, и самими участниками выборов. Однако Александр Кынев это иллюстрирует еще и графиками.
Алтайский край отмечается еще и в контексте самого высокого муниципального фильтра: при средних по стране семи процентах в абсолютных числах кандидатам в губернаторы в регионе необходимо было собрать в свою поддержку подписи 549 муниципальных депутатов.
В целом на выборах, даже в сравнении с 2013 годом, резко сократился креатив. Политическая конкуренция как во время губернаторских, так и во время парламентских предвыборных кампаний была нещадно скромна. Отчасти и из-за того, что реальных конкурентов до самого главного политического процесса просто не допустили. Особенно на выборах в законодательные собрания.
Опасаясь новых игроков на политическом поле, которые оказались еще опаснее старых, власти приняли ряд новшеств, серьезно повлиявших на общую выборную кампанию 2014 года. К примеру, "закон Клишаса" (снижение обязательной минимальной доли партсписков в законодательные собрания с 50% до 25%), сокращение льгот при регистрации, усиление цензов и запретов и прочие. Особенно хотелось бы отметить "муниципальную контрреформу". Отмена выборов мэров в Алтайском крае или, как сейчас принято говорить, институт сити-менеджмента, расставила нужных людей на нужные роли (или, как минимум, убрала ненужных) еще два года назад. А вот в Республике Алтай этим только начали заниматься.
Возвращаясь к выборам в ЗС и горсоветы, добавим, что партий в кампании 2014 года было больше, но и "молчунов" – тех, кто не выдвинул ни одной кандидатуры на каких-либо выборах в стране – тоже стало гораздо больше. Отчасти и из-за ухода спойлеров прошлых лет.
Впрочем, и парламентская четверка не провела свои кампании на ура, а кто-то и вовсе – увы и ах! Даже "Единая Россия" пусть и немного, но просела по всем базовым районам в Республике Алтай (здесь прошли выборы в Госсобрание – Эл Курултай, в Алтайском крае выбирали всего трех депутатов на освободившиеся мандаты партии).
Российские коммунисты, по словам Александра Кынева, больше всего электората потеряли в городах из-за утраты статуса главной символической альтернативы, переборщили с консервативной риторикой. Алтайские коммунисты также показали снижение по всем районам РА и уже значительно.
У эсеров картина еще хуже, чем у коммунистов. Партия буквально упала с табуретки из-за снижения своего рейтинга, невнятной политической позиции, отсутствия главного лидера и лидера на местах. Если бы не Кош-Агачский и Улаганский районы, то эсеры и вовсе бы не прошли в парламент.
Проблема ЛДПР также в лидерах и самосливе на региональном уровне (Красноярск, Бурятия, Забайкалье). Как и СР, ЛДПР в республике всегда набирает меньше среднего по стране.
Республика Алтай "отличилась" в этой кампании еще и скандалом с возможным вторым туром. Александр Бердников выборы выиграл в первом туре, однако за счет всего 532 голосов. Владимир Петров пытался оспорить итоги выборов в суде. Как накануне сообщал портал "Сибинфо", суд он проиграл и никакого пересчета голосов, проверки данных в бюллетенях не будет. Однако уже сам факт такой спорной легитимности невыгоден действующему главе, которому многие пророчат отставку.
"Продолжение вялотекущего кризиса в Республике Алтай превращает господина Бердникова в хромую утку, потому что губернатор, продуцирующий негативную информационную повестку в Москве, точно никому не нужен. Эффект от оспаривания выборов может иметь результат", – считает Александр Кынев.
В завершение добавим, что в следующем году Сибирь ждет выборов губернатора Кемеровской области. Александр Кынев, как и многие другие эксперты, предрекает тяжелую предвыборную кампанию по всей стране: уже не будет возможности пользоваться рейтингами феномена "Крымнаш", социально-экономическая ситуация тоже ожидаемо ухудшается.
Особенно непросто будет старым системным партиям, которые и без того в кризисе. Но в целом у оппозиции есть шанс хоть немного отыграться.