воскресенье, 22 декабря, 2024
Барнаул, 8 апр. – Атмосфера, Вячеслав Кондаков. Новый спектакль краевого театра драмы "Без вины виноватые" в постановке режиссера Народного артиста России Александра Зыкова – возможно, главная неудача и творческий провал театра за последнее время.
Обманутая в прошлом Любовь Отрадина, а ныне известная провинциальная актриса Елена Кручинина спустя 17 лет приезжает в родной город. В городе она дает несколько спектаклей и принимает активное участие в судьбе молодого актера Григория Незнамова, в котором узнает некогда брошенного родного сына.
Как говорил великий актер Аль Пачино, играть на сцене и играть в кино — все равно, что ходить по канату. На сцене канат натянут высоко-высоко. Брякнешься – так брякнешься по-настоящему. В кино канат лежит на полу. Глядя на новую постановку Александра Зыкова, окончательно понимаешь, что театр – не кино. Неудачные сцены невозможно переснять, а неубедительную игру актеров скрыть при помощи оператора и монтажа. "Без вины виноватые" – тот уникальный случай, когда падение было бы неизбежно даже при наличии страховки.
Изначально на бумаге казалось все идеальным: любимец барнаульской публики Александр Зыков, чьи постановки "А этот выпал из гнезда…", "Два ангела, четыре человека", "…Чума на оба ваших дома" неоднократно признавались зрителями театра если не лучшими, то хотя бы любимыми, решил обратиться к русской классике.
Выбор произведения Александра Островского был понятным. "Без вины виноватые" уже сто лет является одной из самых репертуарных пьес русского театра, а значит ее постановка в интерпретации Зыкова обречена на зрительский успех. Возможно, в итоге так и получится. На первых трех показах зал, как это принято на премьерах, был полон. Реакция была неоднозначной. Кто-то ушел после антракта, кто-то искренне радовался тому, что видел на сцене.
Театр драмы, как неоднократно заявляло руководство, думает не только о художественных достоинствах спектаклей, но и прибыли. Коммерческий успех – вещь сама в себе. Любой художник – заложник своего зрителя. Но не о количестве проданных билетов будут говорить, когда зрители посмотрят прекрасных "Пленных духов" Алексея Логачева или "Трех сестер" Петра Шерешевского (лучшего спектакля театра со времен ухода Золотаря).
Беда "Без вины виноватые" в абсолютном отвержении и нежелании сопереживать героям. Безразличие. Тебе не столько скучно смотреть на сцену, сколько просто неловко от швов, лезущих наружу. Актеры не могут заполнить длинные паузы во время диалогов, а в пустом взгляде некоторых из них чувствуется растерянность и обреченность.
Режиссер, что свойственно его постановкам, на все вопросы дал развернутый ответ. Под мелодраматическим сюжетом пьесы Островского скрывается едкая сатира на театральный мир с его завистью, разделением на талантливых и бездарных. За кулисами театра кипит огромный котлован интриг с его вымышленными надеждами на признание и любовь. Герои спектакля все время играют: на сцене, в жизни, лгут друг другу, в том числе самим себе. "Театральная" история удается Зыкову куда лучше основной линии между Кручининой – Незнамовым, которого костюмеры сделали похожим на Гарри Поттера.
В конце концов, кто кому сын или мать, зритель может узнать сам, прочитав Островского. Дело в атмосфере. Любимый прием Зыкова во всех его барнаульских спектаклях – преображение героев, массовый танец где-то посредине постановки, адресованный зрительному залу. В нем и чувствуется единение массового зрителя и художника. В какой-то момент нужно сделать залу ярко и красиво, а он тебя за это и полюбит. Поэтому когда в новом спектакле на сцене начинается водевиль с несколькими куртизанками, окончательно понимаешь, что характеристику этому уже дал сам Островский – "без вины виноватые".