суббота, 22 февраля, 2025
Я обязан этому театр, в нем поставили мою пьесу “Достоевский проездом”. У единственного в Барнауле коммерческого и независимого “Крепостного театра” - забавная история.
Он вырос не на пустом месте. Смешались в кучу попытка организовать “Дом актера” и проект журнала “Автограф” – “Большая сцена”. К тому и другому имел отношение в то время ведущий артист Молодежного театра Александр Савин.
Потом была смена формата и площадки. Теперь “Крепостной театр” обитает в подвале дома на улице Кирова. Руководит театром Ирина Белоусова и, покинувший МТА, Александр Савин.
В барнаульской театральной истории есть пример, когда театральная студия переросла в репертуарный театр. Это легендарный “Подвал”. В его основе был студенческий курс педагогов Геннадия Старкова и Сергея Куца. А “Крепостной театр”, это откровенная самодеятельность. И в этом его прелесть.
Сегодня у театра приличный репертуар. С ним сотрудничают профессиональные актеры и режиссеры, но при этом фундамент - самодеятельные артисты.
В репертуаре у “Крепостного” спектакли “Гедда Габлер” по пьесе Генрика Ибсона, “Качели. Двое” по мотивам пьесы Уильяма Гибсона, “Трамвай Желание” Теннесси Уильямса, “Странная миссис Сэвидж”, “Семья Бобровски”, “Граф Нулин 200 лет спустя”, “Спасение вселенной в домашних условиях” и еще несколько.
Сложно сказать, на каких условиях артисты Петр Винс и Дмитрий Никулин сотрудничают с театром, но, судя по афише, они главные звезды “Крепостного театра”. Они яркие комедийные артисты, имеющие опыт большого кинематографа и центрального телевидения, их имена привлекают зрителей, это хорошая коммерческая ставка.
В то же время Валерий Копнинов, ставит спектакль “Без времени в глазах...” с полностью самодеятельной труппой. Это история о ветеранах сцены, которые, не могут забыть свои лучшие роли и продолжают жить воспоминаниями.
“Крепостной театр” - удивительная конструкция, в основе которой стоят профессионалы, но в целом это успешная самодеятельность. В театре смогли сохранить идею, заложенную при возникновении коллектива.
Я часто говорю о самодеятельных художниках, о литературе, вышедшей из литстудий, в этот ряд давно не попадали театры. Хотя в середине 80-х годов ХХ века в Барнауле появилось несколько независимых, альтернативных, самодеятельных театров.
“Крепостной” - не единственный самодеятельный театр в крае. В Новоалтайске актер и режиссер Александр Лопотюк ставит спектакли с профессиональными и самодеятельными артистами. Проходят фестивали самодеятельных театров. В некоторых ВУЗах сохранились студенческие театры. Движение не затихло. Надо отдать должное “Крепостному театру”, он демонстрируют, как это должно правильно работать.