суббота, 23 ноября, 2024
33 года назад, 8 октября 1991-го, в Алтайском крае появилась новая должность – глава администрации, и начала формироваться сама администрация, заменившая собой исполнительный комитет краевого Совета народных депутатов (крайисполком). Главой администрации края был назначен директор совхоза и народный депутат РСФСР Владимир Райфикешт. Рассказываем, как это было.
Как появилась новая должность?
После подавления августовского путча президент России Борис Ельцин решил реформировать систему исполнительной власти, ликвидировать ее зависимость от Советов и подотчетность им и ввести разделение властей. Вместо краевых, областных, городских и районных исполнительных комитетов Советов создавались администрации, которыми руководили главы администраций.
Глав краевых и областных администраций по представлению соответствующих Советов назначал президент, ему же они были и подотчетны. Краевые и областные главы назначали глав районных и городских администраций (кроме администраций столичных городов – их тоже назначал президент). Новая система была описана в указе “О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР”, который Борис Ельцин подписал 22 августа 1991 года.
Сторонников ГКЧП в отставку!
Руководство краевого Совета и крайисполкома фактически встало на сторону путчистов, хотя и не препятствовало представителям демократического движения проводить митинги в поддержку президента Ельцина. Несмотря на то, что среди депутатов краевого Совета было мало сторонников Ельцина и проводимой им политики, подавление путча, арест членов ГКЧП, приостановка деятельности компартии РСФСР сделали свое дело – коммунистическое (левое) большинство вынуждено было временно подчиниться демократическому (правому) меньшинству.
На 28 – 29 августа была назначена внеочередная сессия крайсовета. В первый день сессии “Алтайская правда” опубликовала “Заявление Алтайского регионального движения “Демократическая Россия”, подписанное председателем движения, народным депутатом РСФСР Александром Копыловым и народным депутатом РСФСР Владимиром Райфикештом.
“К сожалению, руководство края оказалось в оппозиции к российскому руководству и предприняло ряд шагов для поддержания преступного госкомитета по чрезвычайному положению, - говорилось в документе. - Это заключается в сделанном публично 20 августа заявлении председателя краевого Совета т. Кулешова, совместном заявлении президиума крайсовета и крайисполкома, подписанном Кулешовым и Жильцовым, включившим в себя требования путчистов”.
Координационный совет обращался к жителям Алтайского края, депутатам краевого Совета с рядом предложений. Одно из них звучало так: “Выразить недоверие президиуму краевого Совета и краевому исполкому; потребовать их отставки, избрать новый состав на чрезвычайной сессии краевого Совета из числа депутатов, показавших себя в дни путча преданными народу, конституционному строю”.
В действительности, ни Алексей Кулешов, ни, тем более, Юрий Жильцов не были пламенными сторонниками ГКЧП, взявшего власть в СССР 19 августа 1991 года. Как и большинство начальников они ожидали, как разрешится ситуация и старались не занимать никакой определенной позиции. Но провал путча и запрет компартии привели к тому, что демократическое меньшинство в крайсовете временно получило верх и стало требовать крови вчерашних лидеров. Сессия проходила в драмтеатре. Перед зданием театра шел митинг. Из зала на улицу велась звуковая трансляция сессии, собравшиеся слышали все, что говорили депутаты. Присутствие толпы на улице дополнительно электризовало атмосферу в зале.
В результате председатель краевого Совета Алексей Кулешов ушел в отставку. Новым председателем депутаты избрали Александра Сурикова. Председатель крайисполкома Юрий Жильцов и сам исполком продолжили работать до назначения главы администрации.
Как выдвигали кандидата на главу администрации?
На августовской сессии депутаты решали, кого рекомендовать для назначения на должность главы администрации края. Рассматривались кандидатуры председателя крайисполкома Юрия Жильцова, его зама Александра Назарчука, директора совхоза “Логовской”, доверенного лица Бориса Ельцина на президентских выборах Владимира Райфикешта и председателя Барнаульского горсовета Владимира Баварина. Все они, кроме Баварина, были народными депутатами РСФСР.
Большинство депутатов поддержали Назарчука. Он был выдвиженцем партийно-хозяйственного актива края. В августе 1991-го ему исполнилось 52 года, за которые Назарчук успел поработать директором совхоза, председателем райисполкома, первым секретарем райкома КПСС, зампредом крайисполкома. Но на Съезде народных депутатов Назарчук часто голосовал против предлагавшихся Ельциным и его сторонниками реформ, и его кандидатура могла не найти поддержки президента. Поэтому сессия решила отправить в Москву две кандидатуры – Назарчука и Райфикешта, которого поддерживали практически непредставленные в органах власти, но вошедшие в силу после подавления путча демократические круги.
“Логичнее было бы выдвигать на должность главы администрации края бывшего председателя крайисполкома Юрия Жильцова, - писал в книге воспоминаний Райфикешт (Владимир Райфикешт. Как это было. Главы живой истории. Барнаул, “Азбука”, 2001, с. 20.) – Юрий Иванович выгодно отличался от партийной верхушки Алтая интеллигентностью, образованностью, вызывал симпатии у влиятельной в то время прессы и общественности. На первых порах и мне казалось, что это была достойная кандидатура. К сожалению, в дальнейшем Юрий Жильцов <…> проявил нерешительность, в том числе в августе 1991 года во время путча. Несмотря на мои предложения, демократы Алтая отказали ему в поддержке. Неожиданно для меня они выдвинули мою кандидатуру”.
Как вел себя местный политикум?
Однако, решение о назначении главы администрации затягивалось, это дало возможность различным кругам лоббировать свои кандидатуры. Что интересно, практически все их действия отражались на страницах краевой печати.
4 сентября 1991 года в Москву ушла телеграмма следующего содержания:
“Москва, Краснопресненская набережная, 2, президенту России Ельцину Борису Николаевичу.
28 – 29 августа сессия Алтайского краевого Совета народных депутатов рекомендовала на должность главы администрации края А.Г. Назарчука, которого мы можем характеризовать как противника демократических преобразований в крае и РСФСР, человека, фактически признавшего ГКЧП. В то же время на сессии не получили поддержки большинства депутатов кандидатуры демократически настроенных народных депутатов РСФСР Ю.И. Жильцова и В.Ф. Райфикешта. Мы просим учесть это при окончательном рассмотрении этого вопроса.
По поручению группы депутатов Алтайского крайсовета К. Емешин и А. Сарычев”.
Правда, не очень понятно, что именно должен был учесть Ельцин. То ли, демократические настроения Жильцова и Райфикешта, то ли то, что большинство депутатов их не поддержало. Торопливость, с которой составлялась телеграмма, была продиктована, видимо, стремительно развивающейся ситуацией.
21 сентября те же Емешин и Сарычев выступили на страницах “Алтайской правды”:
“Вновь избранный председатель крайсовета А. Суриков на совещании в Агропромсоюзе проинформировал о своей беседе с Б.Н. Ельциным. Он сообщил, что довел до сведения президента России решение последней сессии о выдвижении кандидатур А. Назарчука и В. Райфикешта на должность главы администрации Алтайского края. Но самое главное, он добавил, что А. Назарчук снял свою кандидатуру уже после сессии, а у В. Райфикешта, якобы, “нет уверенности”, поэтому нужна отсрочка для выдвижения новых кандидатур.
Подобная информация вызвала немедленную реакцию, и часть депутатов, представителей демократических движений, расценила это как неправомерные действия председателя Совета, который превысил свои полномочия. В. Райфикешт заявил протест, так как он своей кандидатуры не снимал. Начали сбор подписей о созыве внеочередной сессии. Многие депутатские группы и представители общественных движений стали настаивать на том, чтобы сообщить президенту о третьей кандидатуре – нынешнего председателя крайисполкома Ю. Жильцова”.
В поддержку Юрия Жильцова выступали и местные экономисты Вячеслав и Таисия Земсковы и Александр Троцковский. 13 сентября они писали в “Алтайской правде”:
“Есть ли в нашем крае руководители “новой волны”? На наш взгляд, есть. Один из них – Ю. Жильцов.
В списке претендентов на пост главы администрации – А. Назарчук, В. Райфикешт. Смогут ли они в столь трудный момент взять на себя бремя управления краем и справиться с его многочисленными проблемами? Многое говорит за то, что сделать им это будет далеко не просто. Ведь новый руководитель администрации должен опираться на реально существующие в крае общественные силы. И в то же время быть ориентированным на демократические цели и способы управления, готовым порвать с административно-командным прошлым. Наиболее приемлем в этих условиях, по нашему мнению, лидер левоцентристских взглядов, с мышлением реформатора, который смог бы добиться осуществления демократических реформ и столь необходимого всем нам гражданского согласия. Приходится лишь сожалеть, что оба кандидата представляют крайние позиции политического спектра. В этом их главная слабость. Они не огласили своих программ, однако само их выдвижение противодействующими на сессии силами говорит о многом. И для того, чтобы эффективно выполнять функции главы администрации, А. Назарчуку нужно “полеветь”, а В. Райфикешту – “поправеть” ( то время “левыми” и “правыми” называли не коммунистов и либералов. “Левыми” считались политики прогрессивных взглядов, “правыми” - консервативных. “Атмосфера”).
“Я директоров совхозов главами администраций не делаю”
Своей версией тех событий с “Атмосферой” поделился Александр Суриков. С решением сессии краевого Совета, в котором значились фамилии Александра Назарчука и Владимира Райфикешта, он полетел в Москву к президенту Борису Ельцину. Увидев фамилию Назарчука, Ельцин поморщился, вспоминает Суриков: “Левый”. – “Ну, зато специалист”. – “Согласен”.
После этого разговора Суриков нашел Назарчука, который участвовал в совещании депутатов-аграриев, рассказал ему о решении президента назначить его главой администрации, а Назарчук отказался занимать должность. “А я не пойду, сказал”, - вспоминает Суриков. Переубедить Назарчука Сурикову не удалось.
Он вернулся в Барнаул и решил созвать новую сессию для рассмотрения кандидатур на должность главы администрации, но депутаты в телефонных разговорах отвечали: мы список утвердили.
Тогда Суриков вновь полетел к Ельцину и сообщил ему, что Назарчук отказался, второй в списке – Райфикешт. “А это кто?” - спросил президент. “Директор совхоза, ваше доверенное лицо, депутат”, - ответил Суриков. “Я директоров совхозов главами администраций не делаю, не морочь мне голову”, - заявил Ельцин.
“Я ушел несолоно хлебавши”, - говорит Суриков. Помог начальник контрольного управления администрации президента, бывший председатель Волгоградского облсовета Валерий Махарадзе. Он сказал: “Ты не переживай, мы все сделаем, езжай”.
Указ № 139 Борис Ельцин подписал 8 октября 1991 года. Им он назначил глав Приморского и Алтайского краев, Амурской, Сахалинской и Ростовской областей.