среда, 2 апреля, 2025
Недавно получивший престижную театральную премию “Золотая маска” за необычный, новаторский “маргинал-сериал” “Паша”, Алтайский театр кукол “Сказка” всё больше привлекает к себе внимание: вопреки репутации детского театра на сцене продолжают появляться “взрослые” постановки по произведениям современных драматургов.
Насколько сложна для труппы эта трансформация и как принимают новую “Сказку” зрители, к чему стремятся в театре и как стараются “по-новому” говорить с детской аудиторией, “Атмосфера” спросила у директора Надежды Васильевой.
В конце апреля спектакль “Паша” Алтайского театра кукол “Сказка” получил Национальную театральную премию “Золотая маска”.
“Золотая маска – самая высокая оценка работы театра”, – говорит об успехе “Сказки” Надежда Васильева.
Барнаульская постановка минского режиссёра Александра Янушкевича претендовала на победу во всех четырёх номинациях: “Лучший спектакль”, “Лучшая работа режиссера”, “Лучшая работа художника” и “Лучшая актерская работа”. Престижную премию театр получил за лучшее художественное оформление – награду вручили художнику спектакля Антону Болкунову.
Попадание в каждую из номинаций – уже определённая оценка жюри, отметила Надежда Васильева. При этом важная составляющая успеха “Паши” – сложившийся творческий тандем режиссёра и художника.
“Оба с горящими глазами приходили в театр и с горящими же глазами уходили с репетиций. Было безумно приятно за этим наблюдать”, – рассказывает Надежда Васильева.
Если режиссёр и художник театра были готовы к современному материалу, то у актёров вначале была настороженность.
“На том этапе развития театра в 2021 году стояла задача “растормошить” актёров, вывести из зоны комфорта – мы уходили от “зайчиков”, от каких-то привычных кукольных героев. И было интересно понаблюдать за ростом актёров во время постановки спектакля, их изобретательностью в работе с простыми вещами, смелостью, проявлением внутреннего воображения. В итоге получился ряд невероятных актерских работ”, – отмечает директор театра.
Непривычный материал – а Павел Селуков написал свои “неинтеллигентные рассказы” о трудных подростках и молодежи Перми в декорациях девяностых и нулевых – сначала удивил, а потом – всё-таки увлёк молодую труппу театра. И работа над спектаклем превратилась во всеобщее вдохновение и ожидание будущей премьеры.
“Театры кукол в отличие от драматических театров очень редко обращаются к современной драматургии. Скажем так, по пальцам можно пересчитать. А так как Алтайский театр кукол это живой, азартный, молодой и энергичный коллектив, то и решили попробовать современную драматургию”, – рассказывает Надежда Васильева.
И всё же новаторство тут не главное, считает директор “Сказки”, важнее – когда в театре горят идеей и хотят рассказать и показать её зрителю, чтобы он задумался, чтобы у него после спектакля “что-то осталось внутри”:
“Это как камень кидаешь в воду... Если без усилий, то и круги будут маленькие. А если с энергией, да ещё и траекторию заложишь, то и круги будут большие”, – говорит Надежда Васильева.
Искать вдохновение в произведениях современных российских драматургов в театре решили и при выборе репертуара для подростков. В процессе пришло понимание: новые книги говорят с детьми не так, как классика. А дети – к такому разговору готовы.
“Они настолько интересные проблемы поднимают, выстраивают диалог с детьми о дружбе, семейных ценностях, о смерти совсем иначе. Получается некий психологический театр в детской литературе. Мы поняли, что в этом направлении мы ещё не ходили, а здесь интересно. Да и время сейчас такое, когда наш зритель готов к подобным разговорам”, – рассказывает директор театра.
Театр кукол “Сказка” не подстраивается под коммерческую рентабельность спектаклей, подчёркивает директор и объясняет: в театре выбирают материал, который учит, предлагает подумать, становится частью воспитательного процесса. У подростков находят отклик не только спектакли по классическим произведениям, но и экспериментальные, более смелые постановки.
Подростки и взрослые сами приходят в театр кукол, хотя Надежда Геннадьевна рассказывает: когда-то, еще до работы в “Сказке”, и у неё самой было впечатление, что этот театр если и не совсем детский, то уж точно не для взрослых.
Когда Надежда Васильева стала директором “Сказки”, ей стало страшно обидно, что в Барнауле недооценивают возможности кукольного искусства. “А для того, чтобы вызвать интерес у коллег, начать будоражить сердца зрителей, мне самой надо было искренне влюбиться в то, чем я занимаюсь, то есть в Алтайский театр кукол”, – рассказывает директор.
Переосмыслить возможности помогла сама история алтайского театра, важный этап которой начался в конце 70-х годов.
“Подтверждением того, что театр может быть актуальным, интересным и успешным, стал период его работы, который пришёлся на конец 70-х – начало 80-х годов. Это период работы режиссёра Евгения Гимельфарба. Очень мотивировали и подстёгивали воспоминания зрителей того периода: “О, это был невероятный театр, невозможно было билеты купить”.
И я подумала – надо поставить себе планку – сделать так же, как это было тогда, чтобы были такие же реакции: “В театре кукол премьера, нужны билеты, а билетов нет”. И вот 19 мая премьера спектакля “Цветы для Элджернона” – билетов нет. Та цель, которую я себе ставила, достигнута”.
Евгений Гимельфарб возглавил театр в 1977 году. С его приходом обновилась актёрская труппа и активно пополнялся репертуар. При этом почти каждая постановка оборачивалась событием в культурной жизни Барнаула. “Театр Гимельфарба” нельзя было назвать детским: в числе самых популярных были “взрослые” спектакли “Точка зрения” по Шукшину, “Двенадцать” по поэме Блока, “Декамерон” по Дж. Боккаччо и множество других. Алтайский театр кукол постоянно участвовал в фестивалях Сибири и России. Впоследствии Гимельфарб возглавлял Ярославский, а затем – Харьковский и Одесский кукольные театры. За свою творческую карьеру поставил более 90 спектаклей в театрах Украины, России, Венгрии, Америки и других стран.
По словам Надежды Васильевой, смешение жанров и техник, синтез театра кукол и традиционного драматического театра, где перед зрителями человек, не должно вызывать удивления. “Театр кукол сегодня – это такая странная история, где размываются границы”, – говорит Васильева.
Размываются границы и в новом “взрослом” спектакле театра “Цветы для Элджернона” по известной книге Дэниела Киза.
Премьера постановки, режиссёром которой стал Алексей Смирнов, прошла в Барнауле с аншлагом. История о Чарли, страдающем умственной отсталостью, которого превращают в гения и обрекают на уже осознаваемый им неотвратимый обратный регресс, легла в основу трёхчасового спектакля, где снова смешались люди и куклы.
Отзывы зрителей на постановку – восторженные. Отдельную благодарность барнаульцы адресовали исполнителю роли Чарли и номинанту на премию “Золотой маски” за роль в “Паше” Роману Баталову.
“Роман очень молод, открыт, он как губка впитывает всё, готов к развитию”, – говорит об актёре Надежда Геннадьевна.
Развитие и соперничество с собой вчерашним – в планах и у всего коллектива Алтайского театра кукол “Сказка”.
“Сейчас мы поставили очень высокую планку. Наш театр знают в стране, но дальше надо подтверждать качество”, – отмечает Надежда Васильева.
И добавляет: ещё недавно брошенная кем-то невзначай фраза “Барнаул – не театральный город” обижала. Однако реакция зрителей, которые всё чаще пишут развёрнутые отзывы о спектаклях, рассказывая о пережитых эмоциях, говорит об обратном.
“Вот это – самая высокая оценка для нас”, – резюмирует Надежда Васильева.
Справка
Надежда Васильева родилась в Бийске. Окончила Алтайский государственный институт искусств и культуры по специальности “Социально-культурная деятельность” и Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ по специальности “Юриспруденция”.
С 2004 по 2012 год работала специалистом по общему и дополнительному образованию комитета по образованию Барнаула, с 2014 года – главным специалистом отдела библиотек, искусств и народного творчества Управления Алтайского края по культуре и архивному делу.
В 2016 году была назначена заместителем директора по организации зрителя театра кукол “Сказка”, а затем – директором театра.
Беседовала Мария Пфайфер