суббота, 23 ноября, 2024
Бийск, 17 июля – Атмосфера. Больше полугода ИА "Атмосфера" следит за ситуацией о противостоянии жителей Бийского района с Евгением Якубой (на момент первой публикации главой Бийского района Алтайского края). Инициативная группа писала и президенту России, и депутатам Госдумы РФ.
Максимальный же отклик получил материал о заявлениях бийского активиста Вадима Тющина на имя губернатора Алтайского края Александра Карлина и прокурора края Якова Хорошева. В которых Тющин просит разобраться властные органы эпизодом ношения медали "За отвагу" Евгением Якубы на праздничных мероприятиях 9 мая. Реакция некоторых электронных СМИ была более, чем бурной на это: звучали домыслы о сговоре, назывались фамилии. Сложилось такое чувство, что обычный журналистский материал некоторые сайты расценили как нечто большее. Радует, что флагманы алтайских интернет-СМИ Алтапресс и Амител оказались мудрее и не стали клеймить своих коллег креативными прозвищами.
Значит, мы двигаемся в правильном направлении. Благо тема с медалями получила свое неожиданное продолжение.
Мы связались бийским писателем Алексеем Фандюхиным, автором повести "Его война", в которой он рассказывает про чеченскую войну. Своеобразный слог, обороты речи, внимание к деталям не оставляет равнодушным к произведению. И вот в главе 4 "Кот на волю - мышки впляс" упоминается один из персонажей повествования Жека Ябуба. Совпадение ли? С этим вопросом мы обратились к самому автору Алексею Фандюхину, застав его за главным хобби – подводной охотой.
- Вы правы, это не совпадение. С Евгением Якубой хорошо знаком, но не в плане "по-хорошему", а знаю, что это за человек. Во время командировки в Чечню он был в моем подчинение составе сводного отряда. Это было его вторая командировка, во время первой же произошёл крайне неприятный эпизод. Тогда бийским сводным отрядом руководил Жучков Валентин Петрович. Командировка была относительно небольшой: 30 с небольшим дней, - продолжает Алексей Фандюхин. – Сами понимаете, в те года Чечня – это большая пороховая бочка. Но несмотря на всеобщую довлеющую обстановку, когда только дисциплина и вера спасали от страшных мыслей, часть того сводного отряда отказались защищать Шали. Пришли грузовики, но вот эти люди под предлогом «нам три дня до вывода» никуда не поехали. Дело в том, что в то время именно Якуба хотел быть лидером в отряде: его негативное влияние, умение говорить с людьми, но не по правильности речи, а в плане эмоциональности и давлению, которое он оказывал на сослуживцев, не было равных.
- Получается, он просто отказался выполнять приказ и более того, ещё и заставил других бойцов поступить так же?
- Так точно. С ним же я столкнулся лично: июнь, июль, август 1995 года в городе Гудермес. Во время второй трехмесячной командировки Якубы. В то время я был командиром алтайского сводного отряда ОМОН. А это более полусотни человек, костяк составляли бойцы бийского ОМОНа. В 4-ой главе книги "Его война", которую вы процитировали, я описывал случай, когда мне нужно было уехать, а бригада бойцов во главе с Якубой на радостях устроили банкет после того, как личный состав ложится спать. Банкет этот закончился настоящей войнушкой, благо в результате которой никто не пострадал.
Но это семечки. От военной разведки поступает оперативная информация, "1300 штыков собираются пойти на Грозный". Наша комендатура Гудермеса стояла на месте прохода этой громадной силы. В комендатуре на тот момент было 150 человек, у которых в противостоянии против 1300 головорезов не было бы ни единого шанса. Да, к нам на помощь могло придти 2 БТР из 49 полка, но увы… был взорван мост… помощи ждать не откуда. Наша главная задача была одна "просто дожить до рассвета". И вот представьте, надвигающаяся угроза, мысли, что смерть уже дышит в затылок – находится группа людей, подстрекаемая Якубой, которая воспользовавшись тем, что я призывал к дисциплине, собирает 28 подписей с просьбой отстранить меня от руководства отряда. Когда это не получилось они пошли ва-банк, попытались поднять восстание и уйти от предполагаемых боевых действий, как и было сделано в первую командировку Якубы.
- Равносильно ли это бегству с поля боя?
- Не решаетесь назвать вслух термин "предательство"? Я всё прекрасно понимал, военные действия меняют людей, заставляют показать и достать всех демонов, которые они прячут на гражданке, но есть такое понятие, как честь, присяга Родине и служение Закону. Увы, не все проходят такое испытание… трусость и эгоизм побеждают. После провалившегося восстания, группа затихла, и мне ничего не оставалось сделать, как откомандировать их обратно, а четырех человек откомандировать с записью в личном деле За пьянство и невыполнения приказов командира. В числе этих людей и был Якуба.
Но на этом история не закончилась. Оказавшись в Алтайском крае откомандированные в главное управление и стали оббивать пороги, рассказывая, какой я плохой, а, мол, они стали жертвами произвола. Точку в этой всей ситуации поставила московская комиссия, состоящая не только из военных, но и психологов. Специалисты изучили все материалы и вынесли вердикт: мои действия были верными. Через несколько месяцев, откомандированные люди были уволены под различными предлогами. В том числе и Якуба. Казалось бы после такого клейма только голову в песок, а нет: возглавляет отделение Союза ветеранов Афганистана Бийска, глава Бийского района. Теперь вот в депутаты баллотируется.
- Вы не помните, были ли у Евгения Якубы государственные награды? В частности, "За отвагу!"
- Что я могу сказать по этому вопросу. Медаль "За отвагу!" это та солдатская медаль, которую могли получить только определённые категории военнослужащих. Я сам имею такую награду. В Гудермесе во время нашей командировки у Якубы 100% не было "За отвагу". Как она могла появиться у него потом, не знаю. Якуба пришёл в отряд, не имея государственных наград – это я помню точно. Возможно, она была ему вручена потом, но тогда за что, с его то чеченскими "подвигами"?
- Оппозиционные политики Алтайского края уверены, что если факт незаконного ношения Якубой "За отвагу" подтвердится, то он должен покинуть политический небосвод. Вы согласны с этим утверждением?
- Я вне политики, и прошу в словах моих не искать политической подоплёки. Я скажу, как человек, за плечами которого 30 лет выслуги, который все эти годы людям говорил правду в глаза. В частности, и Якубе лично, говорил без эмоций, без истерик. После всех этих событий, встречаясь с Евгением Якубой на каких-либо мероприятиях, мы смотрим друг другу в глаза. И он почти сразу их отводит, потому что он знает, кто Я и кто он в наших взаимоотношениях. И скажу, так если прокуратура найдет нарушение и данный факт подтвердится, то на войне разговор с "ряженым" был бы короткий!
PS. Тем временем группа инициативных бийчан растянула баннер на мосту с призывов к Губернатору Алтайского края Александру Карлину.