Профессор Лобанов: “Мы научились лечить язвенную болезнь у детей без операций”

Юрий Лобанов. Фото: Сергей Белокон/АГМУ
Гематология, гастроэнтерология, нефрология и аллергология сегодня являются основными научными направлениями Института педиатрии АГМУ

2025 год объявлен в Алтайском государственном медицинском университете (АГМУ) Годом науки. О том, как в науку приходят студенты-первокурсники, чем занимаются в кружках научного студенческого общества, как финансируются исследования “Атмосфера” поговорила с заведующим кафедрой пропедевтики детских болезней Института педиатрии АГМУ, доктором медицинских наук, профессором Юрием Лобановым. Он также рассказал, в каких областях ведет исследования кафедра, от чего у детей бывает тромбоз, чем вредна жареная пища и каких правил нужно придерживаться, чтобы ребенок был здоров.

Справка

Лобанов Юрий Федорович – врач педиатр-гастроэнтеролог высшей квалификационной категории, Заслуженный деятель науки РФ, соавтор большого количества учебников, по которым учатся студенты медицинских вузов России.

Ленинградская школа

- Юрий Федорович, 2025 год объявлен в АГМУ Годом науки. Давайте поговорим о том, как в науку приходит молодежь.

- Давайте. Но я хотел бы начать издалека. У нас идет целая череда юбилеев: 70 лет университету, 60 лет педиатрическому факультету, который сейчас называется Институт педиатрии, в этом году 100 лет Зиновию Соломоновичу Баркагану (З.С. Баркаган (1925 – 2006) - доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАМН (1992), Заслуженный деятель науки РФ (1982), лауреат Государственной премии СССР (1987). – “Атмосфера”.), нашему выдающемуся ученому, 60 лет научному кружку нашей кафедры пропедевтики детских болезней. И у меня маленький юбилей – я ровно 40 лет назад пришел работать в медицинский институт.

Вы, конечно, знаете, что наш вуз при всей плановости социалистической экономики в 1954 году организовался внепланово, за два месяца. Пришли работать, в основном, ленинградские профессора, которые принесли ленинградскую научную и медицинскую школу. На педиатрическом факультете тоже ленинградская школа. Первый профессор-педиатр на Алтае Анатолий Васильевич Федоров (Доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный врач Российской Федерации. – “Атмосфера”.) учился в Ленинграде в единственном в мире педиатрическом медицинском институте у академика Александра Федоровича Тура (А.Ф. Тур (1894 – 1974) - советский врач-педиатр, один из основоположников педиатрического образования в СССР.). Ленинградская педиатрическая школа у нас до сих пор поддерживается и сохраняется. Анатолий Васильевич уже не работает, недавно мы отметили его 85-летие. Но он приходит к нам, мы общаемся, вспоминаем – все алтайские педиатры учились у него.

Анатолий Федоров. Фото: Архив кафедры пропедевтики детских болезней

У нас в Институте педиатрии сегодня развивается несколько научных направлений. Во-первых, детская гематология. Гематологическую школу в Алтайском мединституте создал Баркаган. Федоров, как и его учитель, академик Тур, тоже гематолог. Во-вторых, детская гастроэнтерология. В-третьих, аллергологическое направление. В-четвертых, детская нефрология. 

Наука начинается с реферирования

- В научные кружки в АГМУ приходят уже на первом курсе. Чем там занимаются вчерашние школьники, которые еще только начинают изучать медицину?

- Вообще наука начинается с реферирования, с обзора литературы. На младших курсах студенты занимаются, в основном, этим. Берут за последние пять лет научные статьи, обрабатывают их и пишут обзорный материал по какой-то проблеме.

У нас была студентка – Марина Прокудина, староста научного кружка кафедры пропедевтики детских болезней. Она на первом курсе написала реферативную научную статью по качеству жизни у детей, отправила ее в московский журнал, не ваковский, но высокорейтинговый, с высоким импакт-фактором. Эту статью опубликовали и на сегодняшний день ее процитировали 33 раза и до сих пор продолжают цитировать по всей стране и за рубежом. Это уникальный случай. Сейчас Марина проходит ординатуру как детский кардиолог в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете на той кафедре, которой руководил академик Тур. Недавно она два месяца проработала детским врачом в Республике Алтай.

Фото: Архив кафедры пропедевтики детских болезней

В кружок приходят заниматься заинтересованные студенты. Обычно человек до двадцати, были годы – до сорока приходили. Из них человек пять – самые активные. Они выступают на конференциях, даже в Москву ездят, занимают там призовые места. К третьему курсу студенты в кружке начинают клинические исследования, обрабатывают истории болезни, пишут статьи. Такие известные детские гастроэнтерологи как Денис Сергеевич Фуголь, Дмитрий Юрьевич Латышев начинали в нашем кружке. Сейчас они кандидаты наук, доценты. Денис Сергеевич признан лучшим врачом-педиатром России. За последние десять лет у нас защитили диссертации 22 человека, которые студентами ходили в кружок. Половина из них работает в практическом здравоохранении, половина – на кафедре.

- А сколько ваших учеников защитились?

- У меня 16, из них три доктора наук и 13 кандидатов.

Откуда деньги на исследования?

- Как сегодня финансируются научные исследования?

- Сейчас вся наука строится на грантах. Наша кафедра имеет неплохие достижения. За последние 15 лет мы получили 23 гранта. У нас, например, есть грант от Фонда президентских грантов, грант Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ, новое название – Российский центр научной информации. – “Атмосфера”.), грант Роснано, грант губернатора, есть ректорские гранты.

Гранты, в основном, используются на лабораторные исследования, командировки, публикацию методических пособий и научных статей. Результат каждого гранта – это научные публикации и разработки.

Буквально на днях в медуниверситете прошло заседание, посвященное государственным заданиям и грантам. Наш ректор Ирина Игоревна Шереметьева – генератор идей – нацеливает нас получать их еще больше.

Учебники для медвузов России пишут в Барнауле

- Есть учебники, в которых вы выступаете соавтором. Расскажите о них.

- В 2013 году мне посчастливилось встретиться с профессором, тогда из Ижевска, а сейчас – из Сеченовского медицинского университета в Москве, Ритой Рафгатовной Кильдияровой. Она знаменитый автор учебников и пособий для студентов-медиков. Она сказала: Юрий Федорович, мы сейчас пишем пропедевтику детских болезней, давайте вместе. Рита Рафгатовна привлекла 14 заведующих кафедрами периферийных вузов – из Ижевска, Уфы, Барнаула, Архангельска, Смоленска и так далее. Мы собрались и написали. Получился неплохой учебник, рекомендованный Минздравом, вышло уже четыре издания.

Выпустили учебник “Детские болезни”, учебное пособие “Физикальное обследование ребенка”, перевели их на английский язык. Данное пособие пользуется большой популярностью в Сеченовском медицинском университете. Выпустили первый в стране учебник “Основы формирования здоровья детей”, многие вузы по нему учатся. На выставке в Париже он получил диплом. Всего совместно выпустили 16 книг, сейчас выпускаем еще две.

Кафедра пропедевтики детских болезней. Фото: Архив кафедры

Кто долго жует, тот долго живет

- Сейчас часто можно услышать: дети стали больше болеть, раньше болели реже. Это правда?

- Это обыденное мнение. Приведу несколько цифр, и все станет ясно. До Октябрьской революции детская смертность была где-то 300 промилле, то есть из 1000 родившихся живыми в первый год жизни умирали 300 детей. В 1970-е годы в СССР было где-то 22 промилле. А сейчас в Алтайском крае за последние годы этот показатель 3,5 промилле. Это показатель работы педиатров края, центра “ДАР”, в котором выхаживают недоношенных детей.

- Какие заболевания сегодня самые распространенные у детей?

- На первое место выходят желудочно-кишечные заболевания. Что едим, то и получаем. Большую роль играет хеликобактер пилори, дети заражаются этой бактерией, которая вызывает гастрит, в семьях, в детских садах, в школах. Если гастрит не лечить, может развиться язва. Но когда 40 лет назад я начинал работать, мне встречались дети с прооперированной язвой, у меня на дежурстве однажды был 14-летний ребенок с язвенным кровотечением. А за последние 25 лет у нас нет ни одного случая осложнений у детей, мы лечим хеликобактер пилори. Даже если доходит до язвы, она не осложняется, течение благоприятное, операция не требуется, достаточно терапевтического лечения. Это очень положительный момент.

- Практически каждый день можно встретить публикации о том, что вредно есть. В качестве самого вредного обычно называют сладкую газировку, чипсы и фастфуд. Как медицина определяет фастфуд?

- Практически любую еду можно назвать фастфудом. Это американский термин, фастфуд – быстрая еда, перекус. Не значит, что это вредно. Наверное, вы слышали, что шаурму реабилитировали. Лаваш, мясо, овощи – все сочетается. Если бы не майонез, то все было бы хорошо. Но, с другой стороны, если его немного, то ничего особо страшного нет.

Отрицательное значение для здоровья имеет еда всухомятку на бегу. Она вредна. Йоги как говорят: кто долго жует, тот долго живет. Есть надо не торопясь и тщательно пережевывая, тогда процессы пищеварения начинаются уже в ротовой полости и продолжаются в желудочно-кишечном тракте.

Также вредна поджарка на масле – те же чипсы, беляши, чебуреки. Эта поджарка не переваривается, вредно действует на почки и стимулирует выработку соляной кислоты. Она раздражает слизистую оболочку желудка – отсюда гастрит. А если он еще на фоне хеликобактер пилори, то получается двойной эффект.

Юрий Лобанов. Фото: Сергей Белокон/АГМУ

Молоко – аллерген номер один для ребенка

- Какие заболевания, кроме гастроэнтерологических, сегодня особенно распространены у детей?

- Растут аллергические заболевания. Поэтому мы стали на кафедре их изучать.

- Речь о пищевой аллергии?

- Не обязательно. Самая частая аллергия у детей на бытовые факторы. Постельные клещи, которые есть у всех дома, высыхают, а их оболочка является аллергеном. Она легкая, ребенок ее вдыхает, вот и аллергия. Еще один аллерген – кошачья слюна. Кошка вылизывается, слюна высыхает, остается белок. Он аллергичный. Еще аллерген – слюна таракана. Сейчас тараканов стало меньше, но, тем не менее.

На втором месте – пищевые продукты. Белок коровьего молока - аллерген номер один для детей. Он тяжел для организма маленького ребёнка, в нем много казеина, он плохо переваривается. Просто корова самое распространенное животное, поэтому детей всегда вскармливали коровьим молоком. С древних времен идет эта белковая нагрузка. Раньше же и смеси были из коровьего молока. Сейчас делают искусственные смеси из очищенных белков.

На третьем месте аллергия на пыльцу растений – березу, полынь и многие другие.

Причина аллергии в мутации генов. И не обязательно аллергия должна передаться по наследству от родителей. Мутации могут произойти спонтанно. Но когда есть аллергия у обоих родителей, то вероятность появления ее у ребенка возрастает.

Дети перенесли ковид лучше взрослых

- Вы сказали, что одно из научных направлений, которое развито на кафедре, это детская гематология.

- Мы занимаемся изучением факторов риска развития тромбофилии. Считается, что тромбозу предшествует и сопутствует тромбофилия — состояние, объединяющее все наследственные - генетически обусловленные - и приобретенные – вторичные - нарушения гемостаза, которым свойственна предрасположенность к раннему появлению и рецидивированию тромбозов, тромбоэмболий, ишемий и инфарктов органов. Это определение Зиновия Соломоновича Баркагана.

Развитие тромбозов возможно и в детском возрасте, начиная с рождения, в пубертатном периоде и в возрасте 45-50 лет. По нашим данным, 6,9 процента детей Алтайского края имеют факторы тромбогенного риска, при реализации которых возможно развитие тромботических состояний. Очень важную роль в развитии тромбозов играет наследственная предрасположенность, особенно если в семьях были инсульты и инфаркты до 45-50 лет.  

Чтобы не произошла реализация тромбоза, необходима тромбопрофилактика, которая заключается в соблюдении режима, исключение занятий силовыми и игровыми видами спорта. Также не рекомендуется употреблять анаболические стероиды, а девочкам в пубертатном периоде назначать комбинированную противозачаточную терапию. При оперативных вмешательствах нужно сдавать кровь на определение маркеров состояния тромботической готовности.

- Как дети перенесли ковид?

- Лучше, чем взрослые. Мы сейчас как раз пишем об этом статью. В 2020 году на 95 процентов этиология пневмонии у детей была ковидная. Дети переносили тяжело, но не умирали. И никаких последствий ковида у детей, в отличие от взрослых, практически нет.

Не кричите на детей

- Юрий Федорович, можете сформулировать самые простые рекомендации по здоровью детей?

- Дети у нас сидят в компьютерах и телефонах и мало двигаются. Это, конечно, очень плохо, потому что ребенок растет и ему нужно движение. Не спортивные соревнования, а ходьба, гимнастика, зарядка. Это первое.

Второе – питание. Питание должно быть традиционное, простое: каши, нежирное отварное мясо, компоты из сухофруктов – в них много минеральных веществ, рыба, овощи и фрукты. Это классическая пирамида питания, которая должна соблюдаться. Поменьше соли, поменьше сахара. Их нельзя полностью исключать, то нужно содержать нормы.

Третье – психическое здоровье. Нагрузки на детей, в том числе информационные, внешнее воздействие – большие. Требования к ним взрослых возрастают. Поэтому не надо на детей кричать, ругаться, надо их понимать, беречь их психическое здоровье.

 

Читайте полную версию на сайте asfera.info