0

Барнаул

Легендарный алтайский врач - о призвании, общении с больными и новых горизонтах АГМУ

Главный уролог Сибири Александр Неймарк дал большое интервью "Атмосфере"
Фото:
Фото:. Дарья Оспищева
ИА Атмосфера
  • 18 июня, 2024

Имя завкафедрой урологии и нефрологии АГМУ, заслуженного врача России, доктора медицинских наук, профессора Александра Неймарка без преувеличения широко известно не только специалистам. Александр Израилевич входит в знаменитую династию врачей – его отец Израиль Неймарк и мать Валентина Неймарк – легендарные хирурги, брат Михаил – главный анестезиолог Алтайского края, завкафедрой анестезиологии и реанимации АГМУ, сын Борис, как и отец, выбрал своей специальностью урологию. Александр Неймарк в канун профессионального праздника - Дня медицинского работника - рассказал о своем пути в профессии, способах сохранения здоровья, а также о продолжении врачебной династии.

— Александр Израилевич, вы являетесь представителем известной врачебной династии. Никогда не сомневались в выборе профессии?

— Никаких сомнений при выборе профессии у меня не возникало, потому что и отец, и мать занимались медициной, были хирургами. Они познакомились на фронте в годы Великой Отечественной войны. Родители прошли всю ленинградскую блокаду, находились внутри этого кольца.

Конечно, дома были постоянные разговоры о врачах, о больных и их заболеваниях, очень много было рассказов про военное время. Постоянно шли обсуждения по пациентам, тем более что родители работали в железнодорожной больнице. Отец заведовал кафедрой, а мать была хирургом в отделении. Поэтому никаких сомнений в плане выбора моей будущей специальности ни у меня, ни у брата не было. Оба мы пошли в медуниверситет. Я поступил туда в 1963 году, перешагнул порог этого заведения, и все эти годы связан с нашим университетом.

Сначала я был студентом, потом клиническим ординатором, затем стал ассистентом, а после доцентом. Далее создал кафедру урологии и нефрологии в 1991 году и руковожу ей по сегодняшний день.

Фото: Дарья Оспищева

- Александр Израилевич, к вопросу о вашей специализации. Почему все-таки урология? Наверное, в те годы это было не самое популярное направление?

- Знаете, это было очень просто. Когда мы сидели на семейном совете, обсуждали мою будущую специальность, то ясно, что это должна быть какая-то хирургическая специальность. Отец стал говорить, что надо заняться эндокринной хирургией. Это интересно, за ней будущее. Вот у нас очень много в крае патологии щитовидной железы, есть что оперировать. Мать говорит, зачем ему это, там же диабет сплошной, пусть он идёт в урологию. Посмотри на Валентину Михайловну Борисову. Операций не так много. Направление достаточно узкое.

В общем я после этих разговоров послушал мать и пошёл в кружок. Это было на пятом курсе. Ну, и когда позанимался в кружке, то уже понимал, что, наверное, останусь в этой специальности, поскольку у меня была на последнем году ленинская стипендия. Тогда давали такую стипендию тем студентам, которые учились на одни пятёрки. Мне, как лауреату, дали ординатуру по урологии, а остальные должны были отрабатывать. Вот такая у нас была привилегия, у именных стипендиатов, это три человека на всем курсе. Мы все получили сразу клиническую ординатуру. Ну, а потом я пришёл уже на кафедру - как раз появились вакансии. Меня взяли в ассистенты.

— Можно ли вы сказать, что Валентина Михайловна стала вашим учителем в профессии?

— Да, так и есть. С ней я много лет бок о бок отработал. Она передавала мне свой опыт - учила и подходу к больным, и диагностике урологических заболеваний, и операциям, ведь я ей ассистировал.

Фото: Дарья Оспищева

- А кто еще сыграл роль в вашем становлении? Кого можно в полной мере назвать учителями, образцами в профессии?

- Конечно, это врачи, с которыми мне пришлось работать. Сначала в железнодорожной больнице это завотделением Ирина Илларионовна Стахиева, которая очень много на меня тратила времени и сил, вводя специальность.

Потом, когда в 1971 году открылась больница Шинного завода, мы перешли в нее по приглашению главного врача того времени Артура Александровича Аскалонова. Понятно, что там окружение докторов тоже сыграло свою определённую роль. Могу назвать и Анатолия Григорьевича Малетина, который на два года был меня старше и опытней. У него я многое перенял, он был ассистентом на кафедре, мы параллельно работали. Плюс мне повезло, что доктор, с которым я был в клинической ординатуре, стал потом заведовать этим отделением. То есть тут контакты были очень тесные.

Фото: Дарья Оспищева

- Не могу не спросить о том, какую роль в вашей судьбе сыграл Алтайский медуниверситет. Насколько сильно трансформировался вуз за прошедшие десятилетия?

- Вы знаете, конечно, все, чего я достиг, я обязан нашему университету: это и специальность, и профессиональный рост, и научная карьера, которая достаточно успешно сложилась. Это все благодаря университету.

Конечно, колоссальные изменения произошли. Когда я поступал, был всего один факультет -  лечебный, и выбора особого не было. Потом, когда уже начал работать, появился педиатрический факультет. Затем ректор Валерий Брюханов открыл фармфакультет. И так пошло дальше развитие до того момента, что мы имеем сейчас, когда у нас и иностранцы обучаются, есть система дополнительного профессионального образования. Количество студентов резко выросло, при этом интерес к нашей специальности не падает. Вот сейчас вскоре начинается приёмная комиссия, и я знаю, что очень многие ребята собираются в университет. У нас сейчас открылся при АГМУ факультет среднего медобразования, который готовит специалистов по ряду направлений, которые в крае «выпадают». То есть это будущие врачи, что очень важно. Ну, и плюс профориентация, которая постоянно идёт среди школьников и, наконец, врачебные династии. Не надо этот фактор забывать, потому что очень много детей и внуков наших выпускников тоже стали врачами. Я считаю, что в АГМУ самая надёжная профессиональная подготовка.

Фото: Дарья Оспищева

- Александр Израилевич, доводилось слышать мнение, что вуз при нынешнем ректоре Ирине Шереметьевой получил дополнительный импульс в своём развитии. Вы согласны с такой формулировкой?

- Согласен. Знаете, Ирину Игоревну отличает такое внимательное отношение и к сотрудникам, и к студентам. Она принимает участие во всех мероприятиях, будь то спортивные или профориентационные. К нам впервые, наверное, за многие годы (а я нескольких ректоров пережил) в руководство института пришла женщина, да ещё и наша выпускница. И, безусловно, она помнит свои студенческие годы, в частности поддерживает стройотрядовское движение.

Ещё я бы поставил ей в заслугу то, что она бережно относится к старшему поколению. Я это на себе чувствую, да и все мои коллеги. У нас за многие годы появился совет старейшин, который успешно работает с непосредственным её участием. Мы собираемся и обсуждаем разные проблемы. Ректор с нами советуется, с людьми, которые уже через себя много чего пропустили. Плюс отмечу профессиональную сторону: Ирина Игоревна же доктор-психиатр. И тут она, конечно, тоже в своей теме находится. Именно ей пришла в голову мысль о том, что надо дополнительно реабилитировать пациента после перенесённого ковида. Сейчас она занимается тем, что психологически также восстанавливает людей, которые участвовали в СВО. У них происходит определённое эмоциональное выгорание. Эту работу она успешно проводит со своими сотрудниками.

Фото: Дарья Оспищева

- Вернёмся к вашей кафедре. С момента ее создания прошло уже 33 года. Если сравнивать подготовку специалистов, насколько сильно она изменилась?

- Безусловно, она трансформируется, потому что если мы начинали преподавать только урологию и нефрологию, потом, например, появилась детская урология, андрология. Это все наши специальности, которые мы преподаём в вузе. Раньше мы работали только с четвертым курсом, сейчас у нас есть шестой, выпускной. Что ещё поменялось? Конечно, урология не стоит на месте. Она очень бурно развивается, очень много новых технологий появляется, которые совершенно меняют подходы к лечению больных. Вот я вам такой пример приведу, что открытые операции по поводу мочекаменной болезни выполняются крайне редко. В настоящее время все делается эндоскопически или дистанционно. Камни разрушаются, выходят их фрагменты. Вот это совершенно новое направление в лечении больных, эндоскопическое и лапароскопическое. И это мы все, конечно, доносим до наших студентов.

Фото: Дарья Оспищева

— Александр Израилевич, а легко ли найти общий язык с пациентами?

— Когда я только начинал работать, были элементы стеснения, потому что урология – это специальность, которая невольно касается интимных проблем жизни. Я считаю, что с больными нужно много разговаривать, ведь у них всегда есть вопросы, касающиеся болезни. Необходимо находить время, чтобы объяснить все пациенту. Я всегда об этом говорю молодым врачам, ведь это влияет на результат лечения. Не должно быть недосказанности между врачом и пациентом. Даже если это не очень приятные моменты, говорить об этом нужно обязательно.

— Над какими проблемами сегодня работает урология?

— На первом плане стоят заболевания, связанные с воспалительными процессами мочевых органов. Это очень частая патология среди урологических больных и не важно, сколько им лет. На втором месте - мочекаменная болезнь. Это заболевание является эндемичным, а наш край как раз находится в зоне эндемии мочекаменной болезни. Развитие этого заболевания связанно с географией, внешней средой и другими факторами. В степных районах таких больных больше, так как там вода жесткая. Еще одна большая проблема в урологии – это патология предстательной железы, потому что с возрастом там возникают опухоли.

Фото: Дарья Оспищева

— Александр Израилевич, скажите, сейчас мужчины не так стесняются прийти на прием к урологу, как, например, 30 лет назад?

— Да, тенденция пошла к тому, что мужчина преодолевает свое стеснение. Если раньше пациенту, которому ставили диагноз эректильная дисфункция, невозможно было помочь, то сейчас наоборот - урологи много узнали об этой болезни и могут оказать помощь.

— Как вы относитесь к использованию трав в урологии? Можно ли назвать это нетрадиционным способом лечения?

— В урологии фитотерапия используется уже давно и является эффективным средством при лечении. Сейчас есть отвары, препараты, состоящие из трав, которые мы рекомендуем своим больным приобрести в аптеке. Для урологии хорошим лечебным средством является отвар укропа, березовых почек и полевого хвоща.

- Что вас вдохновляет?

— Меня может вдохновить интересная книга, например детектив (хотя читаю и много работ по урологии), спектакль или концерт. Люблю посмотреть добротный сериал. И конечно, вдохновляют близкие. Например, внучка. Она сейчас учится на четвертом курсе в АГМУ, и хоть пока не определилась точно со специальностью, с уверенностью можно сказать, что она продолжит нашу врачебную династию, точно пойдет по семейным стопам.

Фото: Дарья Оспищева

 

Новости партнеров

"Нам зачем это надо?" Томенко раскритиковал золотодобытчиков из Солонешенского района

Губернатор Томенко пообещал выплаты для всех семей, отметивших "золотую свадьбу"

В Первомайском районе два школьных автобуса не ходят по маршруту уже год

Жители нескольких муниципалитетов пожаловались губернатору Томенко на дороги

Алтайский думец рассказал, зачем парламенту нужна спецкомиссия по ценообразованию

Барнаульская семья получит газ после обращения на прямую линию к Виктору Томенко

В Алтайском крае средняя зарплата уменьшилась на 1500 рублей в августе

Виктор Томенко определил губернаторскую часть комиссии по выборам мэра Барнаула

Водоснабжение вернули в три алтайских села, пострадавших из-за аварии

Каждый пятый барнаулец проведет новогодние каникулы на работе

В Алтайском крае дорабатывают законопроект о продаже алкоголя в многоквартирных домах

В Алтайском крае прогнозируют два дня непогоды с сильной гололедицей

Горно-Алтайск получит свыше 130 млн рублей на покрытие бюджетного дефицита

Трое барнаульцев "заработали" 1,5 млн рублей с помощью автоподстав

Ксения Белоусова: “Генплан определяет основные возможные векторы развития города”

“Наш путь”. Как ботаники АлтГУ дошли от гербария до искусственного интеллекта

"Барнаул - это не деревня". В чем плюсы нового Генплана для краевой столицы - мнения

В Барнауле обсудили установку памятного знака участникам СВО

Медицина, газ, ЖКХ: какие вопросы поступают на прямую линию Виктору Томенко

В Алейске открылась первая семейная площадка для развития навыков предпринимательства

В Республике Алтай в 2025 году заработает государственный региональный оператор

Суд аннулировал сделку мэрии Рубцовска по продаже недвижимости с "дисконтом"

Славгород и Топчиха не получили паспорта готовности к зиме

Подарки и спецпредложения. В Автоцентре АНТ пройдет презентация нового Chery Tiggo 4

"Состояние обнуления". Барнаульцам предлагают пройти "гроботерапию"

Архив