Вадим Климов: “Как творчество Рериха с традиционным пейзажным реализмом?”

. Фото: страница "ВКонтакте" Вадима Климова
Известный арт-критик недоумевает, почему на рериховский пленэр пригласили эстетических противников знаменитого художника

Люблю искусство Рериха, я в восторге от его живописи всех периодов. Особенно впадаю в высокохудожественный трепет перед работами индийского периода. Очень интересно наблюдать, как Рериховские горы десятки лет не дают покоя реалистам.

 

Николай Константинович Рерих не только великий художник, он большой мыслитель и пропагандист восточных культовых учений. Каждый раз, когда я бываю у подножья горы Белуха, с большим удовольствием рассказываю туристам обо всех Рерихах. Обязательно упоминаю, что работы Николая Константиновича были необыкновенно популярны в США. Пока ни одному художнику не удалось добиться такой известности за океаном, какая была у Рериха. Повторю: Рерих - великолепный художник и мне нравятся его произведения.

 

 

Николаю Рериху 9 октября 2024 года исполнилось 150 лет, в юбилейном году в Барнауле было проведено несколько выставок, научных конференций и даже пленэр, это когда группа художников выехала на природу, в места пребывания семьи Рериха в Горном Алтае, для того чтобы написать несколько произведений для отдельной выставки, которую открыли в барнаульском музее “Город”.

 

Глянул я на состав авторов и подумал, как актуальное, до сих пор современное с точки зрения изобразительного языка, в некоторой степени, формальное и символическое творчество Рериха, с его грандиозным мистическим и религиозным контекстом сочетается с живописью традиционных пейзажных реалистов? Легко представил себе, как Рерих удивляется художественной манере авторов, поехавших на пленэр, организованный Союзом художников. Поддержка художников - это прекрасно. Но Василий Кукса, Николай Панченко, Владимир Анисимов, Ольга Яушева и другие товарищи - эстетические противники творчества Рериха, это видно даже непрофессионалу. Но я все равно приглашаю зрителей посмотреть их выставку.

 

 

Я не стал представлять Николая Константиновича, обсуждающего с женой и философом Еленой Ивановной Рерих этот художественно идеологический казус, у меня пока не укладывается, как Рерих с его творческой философией вписывается в сегодняшнюю художественную идеологию. Каким-то потусторонним способом воронка его творческой мысли засасывает современных идеологов и художников.  

 

Официальное искусство, соединившее в себе государственность музеев и официальную точку зрения Союза художников, пока разрешает религиозные высказывания, позволяет эксплуатацию фольклорной мистики, но не приветствует отклонения от новейшего реализма. 

 

Хорошо, что у Николая Константиновича Рериха есть работы в историческом жанре, его раннего русского периода. И там художник в полной мере государственник и реалист.

 

В этом году я не попал в село Верхний Уймон, не походил по залам и двору музея Рериха. Странно, за пять лет я бывал в этом музее по десять раз в год, а в юбилейный год этого не случилось. Знак, наверное? Зато был у Камня Рериха в долине Ярлу.   

 

 

Читайте полную версию на сайте asfera.info