-3

Барнаул

Кто и как искал Беловодье? Лекция Сергея Манскова

Имеет ли отношение загадочная страна к не менее загадочной Шамбале?
Сергей Мансков
Сергей Мансков. Фото: "Атмосфера"
ИА Атмосфера
  • 14 февраля, 2024

На прошлой неделе филолог, большой знаток Алтая и экскурсовод с 30-летним стажем Сергей Мансков прочитал в барнаульской “Лавке букиниста” лекцию о легендарном Беловодье. Атмосфера предлагает читателям познакомиться с ее содержанием.

“Открываешь словарь, а там Беловодья нет”

- Летом 2023 года в экокемпинге “Мир Алтай” проходила философская конференция. Мне предложили рассказать про Беловодье. Я начал собирать материалы. Филолог какой первый шаг делает? Он открывает словарь Владимира Даля, а там Беловодья нет. Он открывает этимологический словарь Русского языка Макса Фасмера, а там Беловодья нет. Он открывает другие словари, даже словари по православию – а там три строчки.

Есть совершенно чудесный автор, который на протяжении пятидесяти лет этой темой занимался, зовут его Кирилл Чистов, который написал несколько книг, которые превратились в большую монографию “Русская народная утопия”. В этой монографии он говорит, что есть две главных темы на протяжении всей истории русского народа. Первая тема – об убиенном и вернувшемся справедливом царе. Это и Петр III, который Пугачев, это и Лжедмитрий, это и старец Федор Кузьмич, живший в Томске (по легенде, под именем старца Федора Кузьмича скрывался император Александр I. – “Атмосфера”.). В народе легенда, что к нам придет добрый царь-избавитель и даст нам все прекрасное, живет постоянно.

Фото: "Атмосфера"

Вторая тема, которая из поколения в поколение в разных локациях и в разных культурных слоях существует – это легенда об обетованной земле. И вольно или невольно Беловодье становится такой легендой. Когда она появляется? Как всякая легенда она меняет локации, меняет наполнение, она превращается на рубеже XX – XXI веков в Бурханостан (Бурханостан – таинственная страна в книге алтайского писателя и журналиста ”Запретная книга Белого Бурхана” Владимира Токмакова. – “Атмосфера”.) и в прочие вещи. Она же отчасти является Шамбалой, но до нее мы с вами дойдем.

“Точная историческая локация”

- К моему величайшему удивлению, слово “Беловодье” в разного рода архивах возникает как совершенно точная историческая локация, которая находилась на территории современного Северного Казахстана. Казахский Средний джуз - речка Иртыш - сегодняшний Усть-Коксинский район, Белуха, река Бухтарма, река Белая – такой треугольник, там было совершенно чудесно. Почему? Потому что казачья линия и линия крепостей от Бикатунского острога до Усть-Каменогорского не захватывала эту землю, и разного рода старообрядцы после раскола и разного рода беглые каторжники и прочие пассионарные авантюристы на этой территории оказывались и им там было очень комфортно.

И большими буквами было написано, что эта земля называется Беловодье. И те же речки… Если имели опыт нахождения на Аккемском озере – белая же вода течет? Белая.

“Ни рекрутчины, ни налогов”

- Как мы об этом узнали? Возвращаясь к пруфам, которых Надежда Юрьевна (Скалон, журналистка “Алтапресса”. – “Атмосфера”) требует – они есть. И эти пруфы родились благодаря новосибирской исследовательнице из Института археологии и этнографии, а тогда он назывался Институт истории, филологии и философии Сибирского отделения Академии наук СССР, Тамаре Мамсик, которая работала с архивами судебных дел XVIII – начала XIX века. Она два или три десятилетия их перебирала. И потом возникла работа о беглых крестьянах в период XVIII – XIX веков. Эта работа дала нам документальные свидетельства того, что земля Беловодье существовала. Беглый по имени Федор Сизиков попался каким-то карательным органам нашего Барнаульского завода и рассказал свою восьмилетнюю историю пребывания в Беловодье. И эта история совершенно чудесна.

Федор Сизиков рассказывает о том, что где-то в 1772 году он бежит со Змеиногорского завода, приходит на ту территорию, люди, которые там проживают, снабжают его минимальным инвентарем, каким-то количеством одежды и провизии и говорят: а дальше на всю зиму ты идешь в тайгу и бьешь пушнину. Половину пушнины – нам, половину – себе. Он всю зиму бьет соболей, белок, лис и к весне возвращается. Того, что он оставил себе, хватает сделать первое обустройство.

Потом он нанимается в батраки, и за то, что он пашет землю, ему дают ячмень, и он свое поле засеивает. Получает первый урожай, отправляется зимой на Иртыш, добывает там струю бобра, благородную рыбу и к концу второго года пребывания в этой славной земле он ощущает себя крепко стоящим на ногах. К четвертому году у него огромная изба, и на него работают еще двое батраков.

[В Беловодье] не было ни рекрутчины, ни налогов. Они абсолютно свободны, у них свободное вероисповедание и одна проблема – в этих местах нет соли. А для того, чтобы получить соль, надо отправляться к сети крепостей, к заводам. И Федор Сизиков делает один выход, чтобы получить соль. Он получает соль, забирает двух своих родственников. И снова через четыре года он осуществляет этот поход, и его раз и берут в руки.

“Каждый верит в то, во что хочет”

- Показания на допросе дают первую информацию. Приблизительно в это же время, в 70-е годы XVIII века такая же история повторяется с Коняховым. У него судьба немножко другая, но он ценен тем, что в протоколах допроса остается информация следующая. Его пытают, кто там, раскольники на этой территории пребывают, или разные люди? И Коняхов отвечает на этот вопрос: каждый верит в то, во что хочет, нет никакого диктата. Но здесь можно верить, можно не верить, потому что в те времена были суровейшие наказания за эти вещи. Но жили люди там сыто, комфортно и без власти.

Фото: "Атмосфера"

И все бы было замечательно, если бы не те трансформации, которые стали происходить в 80-е годы XVIII века. Степняки стали вести себя по-другому, стал заходить Средний казахский жус на эту территорию грабить, угонять в полон. И три года подряд случался глобальный неурожай. Три года подряд хлеб не родился. И вот тогда продвинутые жители Беловодья почесали затылки и сказали: не пойдем мы в Томскую губернию кланяться, а напишем мы письмо сразу матушке-императрице (Екатерине II. – “Атмосфера”). Гонец принес письмо, матушка-императрица сказала: да прекрасно. И 15 сентября 1790 года вышел указ именовать этих людей каменщиками, их функционал – пограничники и брать с них небольшой ясак – один соболь с мужской души в год, и этого достаточно, и они наши российские люди.

“И отправились в деревню Верхний Уймон”

- И пошло движение к крепостям, начались коммуникации, стали приходить чиновники, а чиновники на Алтае всегда своеобразные были. Вот меня прислали из Санкт-Петербурга, или из Казани, или из Москвы. Мне же надо быстро-быстро… А год за два шел у чиновников в Сибири. Кто-то это терпел, а кто-то, особенно старообрядческая часть, сказали: что-то как-то неправильно это, и отправились через четыре-пять дней пути конного, через Катунский хребет в деревню Верхний Уймон. Там уже было несколько раскольников, так называемых бегунов. <…>

На протяжении полутора-двух веков эта территория стала удивительной точкой, форпостом. Я живу в Бащелаке, я живу в Солонешном, я живу в Маралихе, я живу в Козлухе, но для того, чтобы мне туда [в Беловодье] отправиться, я должен прийти в Верхний Уймон, там меня правильно обученные люди возьмут за руку, и через 40 дней я буду в Беловодье. Все просто, бесхитростно.

“В Усть-бе спросить странноприимца Петра Кириллова”

-Но! Когда такая ситуация возникает, надо же какой-то GPS, Глонасс, карту или что-то еще. А я какой-нибудь крепостной крестьянин, если это конец XVIII – начало XIX века, я приписной крестьянин к заводу, что немногим отличалось от крепостного, а у меня в котомке такая карта. Да мне голову отрубят сразу или батогами исхлещут или под шпицрутены бросят. Что-то надо делать. И возникли тайные штуки, которые сегодня в исторической науке называют “путешественник”. Что это такое? В 1862 году соратник Николая Михайловича Ядринцева Щапов опубликовал первый путешественник, который он нашел в одной из старообрядческих общин. Это история, как из Москвы добраться до Беловодья.

Вот более-менее адаптированный [текст], но тем не менее. Небольшой фрагмент, все читать не буду. “На Екатеринбург, на Томск, на Барнаул, вверх по реке Катурне, на Красный яр, деревня Акату, часовня, деревня Устьба. В Усть-бе спросить странноприимца Петра Кириллова, зайти на фатеру. И тут пещер множество, от пещер снеговая гора 300 верст, от Адама лед стоит и никогда не тает. За горою деревня Димонска, в той деревне часовня и обитель, и настоятель инок схимник Иосиф. От той обители есть ход 40 дней с отдыхом и через китайскую землю, и четыре дни Куканию, потом в Японское царство. Живут в губе окияна моря, место называемое Беловодие, и озеров много, и семьдесят островов. Островов есть по 600 верст и между них горы”.

Фото: "Атмосфера"

И вот такой путешественник нашел (историк Афанасий Щапов, специалист по истории раскола Русской православной церкви. – “Атмосфера”.) и вплоть до 40-х годов XX века бесконечная погоня за этими путешественниками. Суммарно их нашли пятнадцать. Они разных версий, разного написания, где-то Кирилл Топозерский автор подписывается, где-то без авторства это существует. Кто-то говорит, что на Балканах Беловодье, кто-то говорит на Северном ледовитом океане. Но добрая половина из всех этих пятнадцати путешественников – это история о том, что [в Беловодье] где-то от деревни Верхний Уймон дорога куда-то в сторону Опонских островов.

“Странная старославянская ксерокопия”

-И в принципе к 60-м годам XX века все успокоились, сказали, у нас есть суммарно 15 путешественников вместе с щаповским, где-то в Пушкинском доме хранится, где-то в Историческом государственном архиве, один в Томской библиотеке. И, о чудо! В 2019 году аспирант Петра Дашковского из Алтайского госуниверситета Кирилл Матыцин отправился на практику в Солонешенский район и нашел там какую-то странную старославянскую ксерокопию. Начал расспрашивать… Говорят, да уже почти 15 лет хранится, турист из Бийска путешествовал по окраинам Солонешного, зашел в какой-то пустой дом, залез на чердак и нашел там несколько старославянских рукописей. Ксерокопировал тут же в Солонешном, принес нам в музей, отдал ксерокопию. Сам не представился и исчез.

Оказалось, что это рукописи двух путешественников – один сербский, другой алтайский. Но в отличие от большинства путешественников здесь дорога идет не со стороны Екатеринбурга, Казани, а начинается прямо от города Барнаула. Здесь вольно или невольно возникает вопрос, а как до Барнаула добирались? Тамара Ивановна Злобина, старейший палеограф Алтая, говорит: да все очень просто. Когда академик Николай Николаевич Покровский собирал ГПНТБ (Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН. – “Атмосфера”.), все рукописи из библиотеки Колывано-Воскресенских заводов осели там, он говорил, что наверняка есть какие-то скриптории, где старообрядцы переписывают старые путешественники. А если они их переписывают где-то в предгорьях, зачем им писать про Екатеринбург, Казань, когда дорога вот отсюда идет. И по ее [Злобиной] версии, где-то он [путешественник] здесь писан и здесь он остался.

“Он взял грамоту, взял 150 рублей золотом и исчез”

-Еще одни архивные свидетельства этого явления – это данные МВД. По-моему, в 1807 году в славный город Санкт-Петербург прибывает Дементий Бобылев и говорит: я знаю, где находится Беловодье. Там живут 200 тысяч людей, я вас туда уведу. 200 тысяч людей – страна без власти, богато живут. Александр I говорит: вот тебе 150 рублей золотом, грамота царская, ты поведешь экспедицию. Он взял грамоту, взял 150 рублей золотом и исчез. А потом еще один, Мефодий Шумилов, в этом же году решил эту аферу провести второй раз и пришел к томскому [губернатору]. Но там уже знали, говорят: веди. А гонорар? Ну, веди. И на этом все закончилось. Но в архивах МВД эта история есть.

“Пржевальский нашел эту территорию на озере Лобнор”

-Когда мы начинаем разбираться, как это работало в этнографической науке, то возникают три главных фигуры: Николай Михайлович Пржевальский, Григорий Николаевич Потанин и Николай Михайлович Ядринцев. Для всех троих эта тема была родная. Пржевальский специально, путешествуя по Азии, нашел эту территорию на озере Лобнор, сегодня это территория Синьцзян-Уйгурского автономного района [КНР]. Там было совершенно чудесно и в XVIII и в начале XIX века. Когда туда прибыл Пржевальский, оно [озеро] стало усыхать, но он говорит, что находил свидетельства первых русских деревень, где людям было очень-очень комфортно.

И мы бы с удовольствием, как археологи, проверили бы все эти вещи, если бы озеро не пересохло как Аральское море. А через некоторое время там начали, как на Семипалатинском полигоне, китайские власти производить испытания ядерного оружия. Если сегодня по Гугл-картам посмотреть, там сегодня выжженая территория, там вообще ничего нет.

“Да нет, Беловодье в предгорьях”

-Николай Михайлович Ядринцев вместе с Григорием Николаевичем Потаниным говорили, да нет, Беловодье в предгорьях. Там, где Алтайская плита стыкуется с большой горной системой, там вибрации, там разломы, эффект подпруживания, когда атмосфера играет особым образом. Оно где-то здесь. У Людмилы Козловой из Бийска есть повесть “Беловодье”, где она очень четко вот эту дает локацию. Но у нее фантастика, у нее там какие-то летательные аппараты как капли, живут совершенные люди, владеющие другими технологиями.

“Первый начинает, пожалуй, Мельников-Печерский”

-Удивительная вещь, что преизрядное количество людей в этот период осуществляли многодневные экспедиции в поисках Беловодья. Особенно это раскольники-бегуны. И если мы с вами посмотрим количество литературы, которая возникает в это время, то он будет совершенно волшебно, потому что помимо [Александра] Новоселова и [Вячеслава] Шишкова, которые пишут об этом… Первый начинает, пожалуй, Мельников-Печерский, у которого в “Лесах” в 1871 году возникает эта тема в литературе впервые. А потом для меня самые яркие книжки это Новоселов “Беловодье” и небольшая повестушка Вячеслава Яковлевича Шишкова “Алые сугробы”, которая написана в Петрограде в 1926 году.

Фото: "Атмосфера"

“Беловодье” – это вообще рассказ о том, что сушатся сухари, откармливаются лошади, укрепляется упряжь, оружие тщательно смазывается, все набираются сил, и 40 – 50 человек на конях отправляются на поиски “Беловодья”.

Вячеслав Яковлевич Шишков в своих “Чуйских былях” разрушает практически всю ту мифологию, к которой мы привыкли, о том, что Чуйский тракт – это дорога, по которой русские купцы несли деньги, дипломатию, лекарства и прочее. И вот Монголия, которая тогда являлась частью Маньчжурской империи, Китайской империи, Алтай, где жили так называемые калмыки, так называли алтайцев в XIX веке, получали определенное просвещение и все остальное. Шишкова читаешь – нет такого купца, который бы не черпал слезы калмыков ведрами, а извозчики, которые занимались перевозом, садились и кидали камнями в каменные бабы, а алтайцы рядом стояли и рыдали.

И вот у Новоселова получается такая старообрядческая община, которая не против заняться барантой и отжать 200 – 300 лошадей у соседей, и в итоге все заканчивается, потому что соседи говорят: ну сколько это будет продолжаться?

А Вячеслав Яковлевич Шишков дает такую классическую бинарную картину: из средней России отправляются на поиски хорошей земли для заселения два культурных героя – один Шварценеггер, герой, все может, руками подковы гнет, белку руками с дерева ловит, а другой песельник, со свирелью, худой, субтильный, с птичками разговаривает.

Видел ли Рерих Белуху?

С началом революционных событий, с началом Гражданской войны вся эта тема ушла вплоть до Николая Константиновича Рериха, который в 1925 году отправился из Индии в знаменитый поход, вышел к Омску, терпел нужду на гималайских перевалах – минус 50, зимовал полтора месяца, ел коней, все разбежались, но до Омска он дошел. Добрался до Москвы, там получил разного рода поддержку и 26 июля 1926 года сошел с парохода в Барнауле и встретился с художниками, прочитал лекцию. А потом сел на другой пароход, отправился в Бийск и тут началось.

Пошел дождь. И все его недолгое пребывание на Алтае его сопровождал дождь. Сегодня, когда едешь, и дворники все время работают, некомфортно. Тогда, когда едешь на телеге и у тебя нет дворников, и вокруг все в тучах, вообще некомфортно. Есть мнение, я Андрея Владимировича Иванова, Ирину Валерьевну Фотиеву и Михаила Шишина пытал по поводу того – есть несколько картин Рериха “Белуха” – видел ли Рерих Белуху? Он не был под Белухой.

Рериховцы спорят, что есть две точки, с которых в хорошую погоду, без дождя, видно Белуху. Это гора Саптан у деревни Катанда. Там за час можно на конях подняться, сам раз пять-шесть наблюдал, там прекрасно видно Белуху. И есть вид от Тюнгура. Отходишь 10 километров от деревни Тюнгур – есть хороший вид. Если ты идешь на конях от Тюнгура, то это дня два – два с половиной для того, чтобы до этой точки добраться. Рериху не повезло с погодой, у Рериха не было времени, под Белухой он не был. Он мог ее увидеть, если бы была хорошая погода.

“Идею об обетованной земле, о Шамбале, принесли с Гималаев”

-Тогда возникла тема Шамбалы. У меня такое ощущение, что здесь сошлись два вектора. Первый вектор – когда из Индии на Омск Рерих шел и проходил через гималайские сакральные центры, там идея у него усилилась и каким-то образом превратилась в ядро. Когда он прибыл в Москву и там, если верить Шишкину (Олег Шишкин, автор книги “Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса”. – “Атмосфера”.), были Блюмкин, Бокий (Яков Блюмкин, советский разведчик, в 1926 – 1927 годах – представитель ОГПУ в Монгольской республике; Глеб Бокий в 1921 – 1937 годах начальник криптоаналитического подразделения ВЧК – ОГПУ - НКВД, занимавшегося защитой секретной информации и ведавшего вопросами шифрования и дешифрования сообщений. – “Атмосфера”.) и прочие, кто занимался этой темой [Шамбалой]. Эти люди со времен Дзержинского, с 1921 года, тоже искали Шамбалу.

Фото: "Атмосфера"

Когда Рерих оказался в Верхнем Уймоне и глава семьи Атамановых почти неделю с ним нянчился и водил по лучшим местам, Рерих ему сказал, что когда-то идею об обетованной земле, о Шамбале, принесли с Гималаев, из Тибета. Калмыки услышали все это, рассказали старообрядческому населению и возникла эта обетованная земля Беловодье.

Современные этнографы категорически против этой позиции по одной единственной причине, что Беловодье – это Беловодье, а Шамбала – это Шамбала. <…> Но в дневниках “Алтай - Гималаи” и в “Сердце Азии” эта тема возникает, и Рерих уверен, что гималайская Шамбала и алтайский вариант Беловодья – это одно и то же.

“С рериховских произведений Беловодье-Шамбала начинает работать как некий духовный центр”

-Но, возвращаясь к этой замечательной локации Белуха – вокруг – Усть-Коксинский район, автор единственной, пожалуй, биографии Георгия Дмитриевича Гребенщикова (русский писатель, критик и журналист. – “Атмосфера”.) Владимир Андреевич Росов, который его архив к нам радостно в ГМИЛИКА привез, он в биографии Гребенщикова приводит тот фрагмент, который современные наши алтайские рериховцы никак не комментируют. Ситуация такая. Гребенщиков эмигрировал - Константинополь, Франция Соединенные Штаты. Оказавшись в 1924 году в Соединенных Штатах, он начал работать в музее Рериха. С Рерихом были замечательные отношения, у Гребенщикова в определенные этапы развития то Потанин был отцом, который помогал, то у него Горький был отцом, потом Рерих стал отцом, который помогал и которому он абсолютно доверял. И Рерих в ответ ему доверял. И вот в этой биографии Гребенщикова есть удивительные карты, документы о том, что Рерих, в том числе в Москве, договаривался об американской концессии территории Белухи и вокруг Белухи. Заезжают американцы, привозят русскоязычное население эмигрантское, осваивают полезные ископаемые, которых там немеряно, моют золото, а советское правительство от этого получает преизрядный гешефт. И вот когда ты смотришь эти карты, они абсолютно стыкуются с концепцией о том, что на этом месте самом находится Беловодье.

Рерих, пожалуй, сделал главный шаг. Если до него Беловодье воспринималось как просто свободная земля без власти, где сытно, где комфортно, с рериховских произведений Беловодье-Шамбала начинает работать как некий духовный центр. Это место, где живут великие учителя, это место, где ты находишь смысл, это место, с которого начнется будущее. И вот из каких-то таких вариантов не очень рабочих получается, что здесь это приобретает определенный сакральный статус. Если треугольник Северного Казахстана – это абсолютная прагматика. Если из Уймона это попытки найти благословенную землю на территории Китая – это тоже свобода и сытость, то здесь еще возникает так называемая духовность.

“Постепенно у них возникают идеи, которые связаны с Шамбалой”

-И все бы это работало, и мы бы с вами сказали “классная легенда”, если бы не заинтересованность одного из подразделений, которое занималось мистикой. И в стремиловской книжке (см. ниже), и в шишкинской книжке, которые нельзя назвать научными, но которые приводят документы, конечно, здесь фактчекинг должен быть, некоторые из них из закрытых фондов, получается, что до 1937 года было ведомство Бокия в НКВД, которое занималось паранормальными явлениями, в том числе Беловодьем. А фашистской Германии возникает организация “Аненербе”, которую курирует Мюллер, она особенно развивается во время Второй мировой войны. Они начинают заниматься всем, что связано с какими-то мистическими штуками. <…>

Постепенно у них возникают идеи, которые связаны с Шамбалой. Я не знаю, насколько это верно, опять же здесь фактчекинг нужен, но когда взяли канцелярию Гитлера в апреле 1945 года, то обнаружили, что там преизрядное количество тибетских монахов ходит.

Архивы “Аненербе” должны были быть уничтожены в Черногории, затоплены. Но наша доблестная разведка треть их отбила, треть отбили войска союзников, а треть просто погибла.

“Беловодье находилось на Курильской гряде”

-Если говорить о сегодняшнем интернет-пространстве, есть чудесный товарищ, у которого нет никаких научных степеней, Юрий Абарин, он занимается Беловодьем и утверждает, что Беловодье находилось на Курильской гряде, на острове Янкича. Он со всех сторон закрыт, постоянно туманы, люди там жили в сытости, всего хватало, зверья там было полно, и пахота там была хорошая, и всех тех, кто там случайно оказывался, кормили, снабжали пушниной и отпускали.

“В одной семье получаются две совершенно противоположных версии”

-Еще один этнографический аспект. Это вариант, когда разного рода опросы проводят среди тех людей, которые имеют отношение к старообрядческой культуре. <…> Василий Песков (журналист “Комсомольской правды”), когда писал “Таежный тупик” о семействе Лыковых (жили в горах Хакасии. – “Атмосфера”.), пытал семью, когда она еще была целая, про Беловодье. И вот любопытно, что Карп Осипович, глава семьи, говорит: были ходоки в Беловодье, ехали 40 семей на 40 подводах, предводителем был купец, он указал путь и рассказал про Беловодье – там много церквей, языки ассирийские, ехали через сухие степи и морем, дорога по океану, по льдам, по степи была обозначена путиками. В общем, по его мнению, в Китае.

А ныне живущая Агафья Лыкова говорила, нет, Беловодье, слыхала, от Никона (патриарх, реформы которого в середине XVII века привели к расколу Русской церкви. – “Атмосфера”.) сбегали крестьяне, много из соловецких обителей, и живут они где-то на Северном ледовитом океане рядом с Аляской. В одной семье получаются две совершенно противоположных версии, где, как что происходит.

“Я не знаю, где ты все это накопал”

-Множество книг, множество произведений массовой культуры, но я бы две книжки выделил. Одну - известного мистика, сложнейшего человека, как Вильям Блейк визионера, Владимира Токмакова, который написал “Запретную книгу Белого Бурхана”. Я не знаю, где ты все это накопал. У тебя есть там определенные прозрения, тебе везет на прозрения, например, о том, что в Бурханостан можно проникнуть через подводные реки, тоннели, пещеры. Я слышал несколько версий о том, что Алтай и Индия, например, соединены такими прекрасными подземными дорогами, по которым довольно быстро можно на эту территорию проникнуть.

"Атмосфера"
"Атмосфера"
Фото: "Атмосфера"

А совсем недавно с легкой руки Сергея Анатольевича Зюзина, который написал большую статью в “Российской газете”, в мои руки попали две книжки, они меня удивили, особенно первая, которая называется “Беловодье. СМЕРШ внутри войны” (автор – Владимир Стремилов, полковник ФСБ. – “Атмосфера”). Чем удивили? Ну, с одной стороны, что сотрудник спецслужб, который всю жизнь отдал этому, не всегда литератор. А с другой стороны, у него был допуск к тем документам… И многие вещи мне показались очень-очень интересными, особенно история о группе из четырех или из трех американцев, которые приехали в Верхний Уймон в 1970 году, и на той территории, на которой, предположительно, может находиться Беловодье, проводили разного рода исследования. <…>

И Стремилов приходит к любопытному выводу, ссылаясь на документы “Аненербе”, который выглядит следующим образом. Объясняя феномен Беловодья мы вольно или невольно говорим, что, ну, особое пространство, особое нахождение в расщелинах, под землей, где-то еще. А Стремилов говорит, нет, надо смотреть по-другому. Дело в том, что в нашей чудесной стратосфере и атмосфере неравномерное залегание слоев. И есть пять аномальных точек, где в атмосфере есть возможность космическим лучам проникать, ну, если не беспрепятственно, то через минимальное количество фильтров.

И дальше он эти точки перечисляет. И они меня очень удивляют, потому что это довольно попсово получается. Первый вариант – это Антарктида, но тут понятно, как нижняя полярная точка. Во втором случае это Атлантический океан в районе Бермудских островов. Третья точка – это над Мариинской впадиной. Четвертая точка – это самые высокие точки Гималаев. И третья точка – это то, что находится вокруг Белухи.

И он рисует плотность этой атмосферы, ссылается на источники. И вот здесь любопытно было бы с астрофизиками посмотреть этот вопрос, теми, кто хорошо в этом понимает, насколько это верно. <…> Использую слово, которое использует и Стремилов: формируется линза, солнечные лучи, космические лучи самые разные, проходя через атмосферу и стратосферу дают совершенно другую картину.

 

Новости партнеров

Стали известны окончательные параметры краевого бюджета на 2025 год

В Рубцовске стоимость поездки на троллейбусе увеличится сразу на пять рублей

Алтайские единороссы поменяют секретаря реготделения перед Новым годом

Барнаульские бизнесмены, строившие ФОК, полностью признали вину в мошенничестве

"Любовь, дом, счастье". Виктор Томенко описал Алтайский край тремя словами

Томенко призвал главу Кулундинского района контролировать работу мусорного оператора

В Барнауле потратят 10 млн на проект по переносу транспортного кольца в центре города

"Нам зачем это надо?" Томенко раскритиковал золотодобытчиков из Солонешенского района

Губернатор Томенко пообещал выплаты для всех семей, отметивших "золотую свадьбу"

В Первомайском районе два школьных автобуса не ходят по маршруту уже год

Жители нескольких муниципалитетов пожаловались губернатору Томенко на дороги

Алтайский думец рассказал, зачем парламенту нужна спецкомиссия по ценообразованию

Барнаульская семья получит газ после обращения на прямую линию к Виктору Томенко

В Алтайском крае средняя зарплата уменьшилась на 1500 рублей в августе

Виктор Томенко определил губернаторскую часть комиссии по выборам мэра Барнаула

Водоснабжение вернули в три алтайских села, пострадавших из-за аварии

Каждый пятый барнаулец проведет новогодние каникулы на работе

В Алтайском крае дорабатывают законопроект о продаже алкоголя в многоквартирных домах

В Алтайском крае прогнозируют два дня непогоды с сильной гололедицей

Горно-Алтайск получит свыше 130 млн рублей на покрытие бюджетного дефицита

Трое барнаульцев "заработали" 1,5 млн рублей с помощью автоподстав

Ксения Белоусова: “Генплан определяет основные возможные векторы развития города”

“Наш путь”. Как ботаники АлтГУ дошли от гербария до искусственного интеллекта

"Барнаул - это не деревня". В чем плюсы нового Генплана для краевой столицы - мнения

В Барнауле обсудили установку памятного знака участникам СВО

Архив