пятница, 22 ноября, 2024
Барнаул, 18 декабря – Атмосфера. Слухи об отставке правительства (имеются в виду более-менее реальные слухи, а не – одна бабка сказала) начали расползаться по федеральным СМИ с начала апреля этого года, пишет сайт Коррупция.NET. Некоторые тогда "навангавали", что кардинальные кадровые перестановки произойдут в правительстве буквально в течение ближайших двух недель. Даже непотопляемые причины приводились:
– Рейтинг Владимира Путина на фоне присоединения Крыма бил все рекорды. Так что на волне популярности президент мог разогнать к чертям все правительство, комментируя попутно это тем, что нужно двигаться вперед, что правительство засиделось и закостенело, что люди, сидящие там, видят ситуацию слишком узко и направлены на решение задач, решение которых России уже не требуется, и требуются иные специалисты, ну и все в таком духе. Народ бы Путина поддержал, и градус доверия к нему пробил бы градусник. Такая поддержка даже Чурову не снилась.
– Российская экономика на тот момент уже подала небольшой звоночек. Да еще и Запад со своими санкциями из-за присоединения Крыма привязался. Уже тогда стало явно понятно, что экономика России если и не начинает трещать по швам, то уж точно стремительно ухудшается. В этих условиях держать "технический" кабмин и "технического" премьера, которые привыкли работать в условиях некоторого стазиса, было бы непозволительно.
В этом свете более чем наглядны слова министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, которые тот высказал в своем интервью газете "Ведомости". Он отметил, что РФ сейчас переживает сразу три кризиса – структурный, геополитический и связанный с ограничением по спросу, страна попала в "идеальный" шторм, который власти отчасти сами и готовили.
"Наверное, мы попали в идеальный шторм – и, наверное, это неслучайно. Потому что в каком-то смысле этот шторм мы сами и готовили. В части структурного кризиса это результат недореформированной экономики и всего того, что мы не сделали. Не снизили макроэкономические издержки. То, что произошло сочетание трех кризисов вместе, – это случайность, но то, что база была подготовлена, – это закономерность", – сказал Улюкаев.
И, в принципе, он все верно сказал. Только вот из этого всего неясна роль самого Улюкаева как министра экономразвития.
– В апреле завершался конкурс на должности судей объединенного Верховного и Высшего арбитражного судов. Председателем опять прочили Дмитрия Медведева. Ну и понятно, что при уходе Медведева некая перетряска ждала и само правительство.
Стоит отметить, что такой слух начал ходить еще, наверное, года три назад, когда он был президентом. Тогда еще поговаривали, что ему готовят должность некоего "главного судьи", которая еще и предусматривает пожизненность.
Однако (ошибочно или не ошибочно) был выбран нейтральный вариант, который был и до этого, – все осталось на своих местах, что свидетельствовало о том, что никаких принципиальных решений в политике РФ пока ждать не стоит. Конечно, за эти прошедшие месяцы ситуация несколько изменилась, и теперь перед властью, по сути, есть несколько путей, которые зависят от тех задач, которые власть, собственно, сейчас перед собой и ставит.
Есть как минимум три тропинки. Или ставить во главу угла внешнеполитические задачи, при этом ресурсы экономики начали бы использоваться для противодействия угрозам существования страны как целостной системы, что непременно нагнуло бы рынок. Или главным приоритетом стала бы экономика, а именно обуздание колебаний валютного курса, что успокоило бы рынок. Или же оставить все как есть – это нейтральный вариант с надеждой на авось. Причем при последнем варианте Медведева можно и убрать, можно и все правительство отправить в отставку, но взамен поставят людей, которые будут пытаться и сами не оплошать, и на Бога всецело надеяться. Такая техническая замена "технического" кабинета, не более того.
Причем, скорее всего, если и будет смена правительства, то мы увидим именно третий вариант, который дает президенту целый контейнер политических очков (мол, молодец, все правильно сделал, выгнал дармоедов), но никаких разительных перемен это в саму структуру не вносит. Ибо если делать ставку на внешнюю политику, то президенту придется вмешиваться в процессы, от которых он всячески пытается дистанцироваться. Если ставить на экономику, то придется уж слишком маневрировать при проведении экономической политики, что опять же многим может показаться непозволительным (многие из сильных мира сего просто могут "полететь"). Так что третий вариант самый "прибыльный" – это будет как витаминку вколоть… и не сильно больно, и полезно… ваточкой укольчик на попе протер и пошел дальше гулять.
На кого же тогда могут поменять Медведева? Вариантов на самом деле немного, поскольку немного сумасшедших, готовых идти на такую "расстрельную" должность. К тому же необходим не просто сумасшедший (в хорошем, конечно, смысле), но и независимый, грамотный и сильный человек.
Некоторые распространяют "инсайд", что, мол, на председателя правительства готовят главу Счетной палаты РФ Татьяну Голикову. Якобы ее назначение будут даже продавливать, в том числе и через ОНФ. Но есть сомнения, что Голикова как премьер – это как Набиуллина у руля Центробанка (сомнения есть всегда и везде). С другой стороны, ее могут поставить, как минимум, для доведения правительством лимитов бюджетных обязательств с уменьшением на 10% (сегодня это задача чуть ли не № 1 для правительства), поскольку с исполнением бюджета на 2015–2017 годы будут сложности из-за того, что бюджет был составлен на основе прогноза, который подразумевал, что базовая цена на нефть составит 96 долларов за баррель. Вот и будет сидеть и совместно с правительством принимать решение о том, каким будет порядок доведения лимитов.
Впрочем, есть слухи, что и советник президента России Сергей Глазьев может претендовать на премьера.
Некоторые считают правильным шагом назначение на пост бывшего министра финансов Алексея Кудрина. Но Кудрин – это уж слишком самоуверенный игрок, которого и обуздать-то будет сложно. Кроме того, Кудрин как раз больше подходит при варианте, если ставка будет делаться на экономику, а именно – обуздание колебаний валютного курса. Просто так ставить Кудрина, не давая ему никакого пространства, кажется бессмысленным. А именно пространства он и запросит. К тому же назначение Кудрина означало бы разрыв с той линией, которую сейчас проводят власти.
Поговаривают и о фигуре Дмитрия Рогозина, которая неплохо могла бы втиснуться в кабинет премьера. И даже приплели мэра Москвы Сергея Собянина, но это будет исключительно технический премьер – шило на мыло.
Возможно, что слухи об отставке правительства или хотя бы разговоры о смене премьера – вымысел. Несмотря на то, что запрос на смену правительства в околовластных кругах (и не только) уже сформировался. Да, возможно и вымысел. Тем более что ситуация еще не столь катастрофичная, чтобы предпринимать шаги, которые президент предпринимать не любит. Путин – это не Ельцин, который в растерянности менял премьеров, пока не нашел Путина.
Но не стоит забывать, что у Медведева сейчас сложная ситуация. В частности, через неделю у него дедлайн. 24 декабря у него (и у Набиуллиной) доклад в Кремле по результатам борьбы со спекулянтами, чего от них потребовал в начале декабря сам Путин. Причем, как мы видим, работа эта ведется фигово. Почему? Наверное, потому что для этого им необходимо разнести финансовый класс, который и занимается спекуляциями. А для этого уже позавчера были необходимы маски-шоу в офисах банкиров и их домах, чтобы одних нагнуть, а у других (на примере первых), чтобы пару кирпичей в трусы выпало. Но Медведев с Набиуллиной, по ходу, сливаются, поскольку им с поставленной задачей не удается справиться даже мерами Центробанка. Хотя и ими можно было бы за две недели добиться результата, но вся загвоздка в том, что им в этом случае пришлось бы воевать с друзьями из финансового класса, которые доселе получали огромную поддержку от тех, кого заставили их наказать. Ситуация не из простых. Так что, либо сливаться и терять рычаги правления, либо ломать свои любимые дружеские отношения. И еще не ясно, что для них более чревато.
Сегодня выполнена только одна реальная мера – резкое поднятие ставки, чтобы банкам было дороже занимать финансы для покупки валюты, оказывая давление на курс. И то сделано это было таким образом, что при этом будет страдать реальная экономика через удорожание кредитов. А вот второй меры, суть которой заключается в пенделе под зад крупным банкам и фондам, которые увлекаются спекуляцией, мы так и не увидели. А первое без второго как бы... никак.
Наверняка в докладе будет сделан акцент на то, что, мол, не успели, что необходимо больше времени, что атака на рубль спланированная и отразить ее быстро не удастся – нужен срок до 1 января 2016 года (а лучше до 1 сентября 2017 года). И поверит ли Путин в то, что Центробанк реально не вкуривает, какие крупные банки и фонды наживаются на спекуляциях?