вторник, 26 ноября, 2024
Барнаул, 26 авг. – Атмосфера. 4 августа 2004 года в результате срабатывания взрывных устройств, пронесенных на борт террористками-смертницами, разбились два пассажирских самолета: Ту-154 авиакомпании "Сибирь" и Ту-134 авиакомпании "Волга – Авиаэкспресс". В результате терактов погибли 90 человек, в том числе четыре члена экипажа из Алтайского края. Прошло 10 лет. До сих пор не найдены настоящие виновные. Как обычно: по-быстрому нашли самых крайних, повесили на них всех собак и так же по-быстрому обо всем забыли. Об этом материал портала "Коррупция.NET".
Сообщалось, что взрывы на самолетах совершили уроженки Чечни Аманат Нагаева и Сацита Джебирханова. Первая вылетела самолетом Ту-134, а ее подруга летела на Ту-154. Террористки собрали бомбы уже на борту самолетов, в туалетах.
И кто виноват? В сентябре 2004 года прокуратура предъявила обвинение троим арестованным – оперуполномоченному линейного отдела внутренних дел на транспорте аэропорта Домодедово Михаилу Артамонову, жителю Краснодарского края Армену Арутюняну и сотруднику авиакомпании "Сибирь" Николаю Коренкову.
Капитан Артамонов, как было отмечено, без тщательного досмотра пропустил двух чеченок, которые прибыли в столичный аэропорт рейсом из Махачкалы. Работники линейного отдела милиции выявили их, забрали у них паспорта и передали оперуполномоченному для проверки на предмет возможной причастности к терактам, но капитан их отпустил. В этом и заключается его оплошность.
После этого чеченки стали искать билеты на самолет. Помощь им оказал гражданин Арутюнян, промышлявший спекуляцией на авиабилетах, который взял за свои услуги пять тысяч рублей. В этом заключается его оплошность. Позже Арутюнян передал одну тысячу сотруднику авиакомпании "Сибирь" Коренкову, который в то время осуществлял контроль за регистрацией и посадкой пассажиров. В этом была его оплошность. Но обо всех оплошностях позже.
В апреле 2005 года Домодедовский городской суд признал Арутюняна и Коренкова виновными в совершении "коммерческого подкупа" и приговорил каждого к полутора годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. А летом 2005 года тот же суд приговорил Артамонова к семи годам лишения свободы за "халатность". Позднее Мособлсуд снизил ему наказание на один год. В итоге, по информации, найденной в Сети, Артамонов вышел через два года. Коренков и Арутюнян отбыли свои сроки полностью.
Казалось бы, такое громкое дело – терроризм, скандал, почти сотня потерянных человеческих жизней… и такое небольшое наказание. Или же на этих троих повесили всех собак?
Так кем были эти люди, и могли ли они предотвратить теракт или оказать содействие террористам?
Артамонов якобы отпустил террористок. Но что он еще мог сделать, если террористки не находились в розыске, не проходили ни по каким ориентировкам и ни по каким "спецбазам" и одеты были, как следует из материалов уголовного дела, словно жены новых русских? Да и на тот момент это были не террористки, а две обычные женщины, коих в аэропорту были сотни, если не тысячи, разве что кавказской внешности, коих в аэропорту также было немало. Капитан, конечно, мог бы их задержать, но на каком основании? Он мог бы даже попытаться раздеть их догола, чтобы тщательно их прощупать, но в его компетенцию это не входило, да и на каком опять же основании? По сути, в задачу Артамонова входило следить за порядком в здании аэропорта, проверять документы и сверять их владельцев с данными в базах. Механизм простой – если человек по базам "чист", то человек "чист". Вот и все. И в буквальном смысле заглядывать в задницу всем людям кавказской внешности капитан не мог.
При этом частную коммерческую структуру – службу авиационной безопасности (САБ) аэропорта Домодедово – все обвинения миновали. А ведь именно сотрудники этой службы проводили досмотр Джебирхановой и Нагаевой, но по неизвестной причине так и не нашли оснований для проведения тактильного досмотра террористок. Именно они имели все основания тщательно прощупать женщин в отдельной комнате. И это могло бы предотвратить двойной теракт. Но сотрудников службы следствие почему-то решило не трогать.
Арутюнян был простым спекулянтом, который за вознаграждение помогал опаздывающим и растерявшимся пассажирам купить или переоформить билет. И так получилось, что именно к Арутюняну обратилась одна из террористок, которая захотела улететь в Сочи ближайшим рейсом, однако продажа билетов на этот рейс уже была прекращена. Арутюнян же, зная все тонкости, подсказал ей решение. Дело в том, что, если взять билет на следующий день, то его можно будет перерегистрировать на ближайший рейс, даже если продажа билетов на него уже остановлена, но только при наличии свободных мест. И данный механизм действительно прописан в должностной инструкции представителей авиакомпаний.
Коренков же дежурил в этот день. И в его обязанности, помимо всего прочего, входило и переоформление билетов пассажиров. Это вообще была его прямая обязанность, и отказать он попросту не мог. Позже Арутюнян передал ему тысячу рублей в качестве, так сказать, "чаевых". Он мог и не давать эти деньги, но, наверное, ему была важна дружба с представителями авиакомпаний. Ясно одно – если бы даже не было этой тысячи, это никак бы не повлияло на перерегистрацию билета с последующим взрывом. Да и звучит это просто смешно – содействовать терроризму за тысячу рублей. Это вопрос или идеологии, или гораздо более крупной суммы, но никак не жалкой тысчонки.
Получается, что виноватыми могут оказаться и, к примеру, носильщик багажа, который также предлагает свои услуги, или таксист, стоящий у здания аэропорта, или сотрудники полиции в метро, которые бы не задержали террористок, если бы те ехали на метро. Да и виноватыми получаются сотрудники того аэропорта, из которого террористки прилетели в Домодедово. Если уж вешать ярлыки, то сразу на всех. Пособниками можно назначить и сотрудников ресторанчика, которые продали террористкам пирожок с чашечкой кофе, ведь в противном случае они бы могли упасть в голодный обморок, и не было бы этого чудовищного преступления.
Всех троих – Артамонова, Коренкова и Арутюняна – представили обществу как пособников террористов, но поскольку ничего не смогли доказать, "пришили" им только "халатность" и "коммерческий подкуп". А, возможно, и заранее было понятно, что ничего им серьезного "пришить" не получится, и для отвода общественного гнева, хотя бы на время, назначили их виновными. Ведь надо же было кого-то назначить!
Да и могло ли так получиться, что люди, "причастные" к взрывам, несли свое наказание всего 1,5-2 года? Если бы они на самом деле были виновны, если была бы хоть одна малейшая зацепка, то они до сих пор бы смотрели на небо в клеточку.
В итоге получилось, что "овцы" оказались сыты, а "волки" – целы. Общество, которому довели до сведения, что "террористов" наказали, утолило свой голод. Но ни один настоящий бандит и ни один настоящий пособник террористов не понес своего заслуженного наказания. Зато есть 90 загубленных жизней и три поломанных.