воскресенье, 24 ноября, 2024
Барнаул, 19 июня. – Сибинфо. Александра Черданцева. Мощная волна паводка вот уже три недели буйствует на территории Алтайского края и Республики Алтай. Такое разрушительное половодье бывает редко, но и его можно было бы избежать. Об этом порталу "Сибинфо" рассказал директор ИВЭП (Барнаул) Юрий Винокуров.
– Юрий Иванович, уже много говорилось о причинах паводка. Местные жители как Республики Алтай, так и Алтайского края винят ненадежные дамбы и спуск воды с озер с форелью.
– Да, я слышал такое мнение. Но основная причина, конечно, в другом. Я напомню, что в Алтайском крае происходит два пика половодья. Первый в конце апреля – начале мая, когда начинают таять снега на равнине и в горах. В этом году снега было мало, поэтому первая волна паводка была умеренной. Все вело к тому, что и вторая волна пройдет спокойно.
Однако жаркая погода поспособствовала активному таянию снежников и даже ледников. На это наложилась волна дождевого паводка. Дожди в горах Алтая и на равнине шли почти полмесяца практически без остановки. Я объясню: в тот период блокирующий циклон шел с севера на юг, воздушные массы не могли с запада к нам пробиться в Южную Сибирь, а с севера шел холодный ветер. Холодные воздушные массы, соприкасаясь с теплыми из Казахстана и юго-восточных направлений, давали такие мощные и постоянные осадки. Затем антициклон был постепенно разрушен, пришло тепло.
В итоге сразу выпало столько осадков, что спрогнозировать это современными методами гидрологического и климатического прогноза очень сложно, практически невозможно.
– Но ведь вы проводите серьезную работу в этом направлении, изучаете паводок и пытаетесь его прогнозировать?
– Да, это называется изучение циклических гидрологических явлений, связанных с солнечно-земными процессами, которые происходят на Земле и в ближайшей к нам атмосфере. Солнечная активность циклична.
У нас есть период наблюдения за температурой, осадками, расходами в реках с 1840 года. Если проанализировать ситуацию этих лет в Барнауле, то цикличность видна. Видны периоды повышенного содержания влаги (что при некоторых обстоятельствах приводит к серьезному половодью) или пониженного, но с высокой температурой (это засуха).
Поэтому землепользование на территории Алтайского края с его резко континентальным климатом является рискованным.
Но даже на 100 лет назад заглянуть – этого мало. Так что мы пользуемся и другими приемами: оцениваем погоду земли, годичные кольца деревьев, донные отложения в озерах. Здесь цикличность также просматривается.
Однако и этого инструментария недостаточно. К сожалению, Гидрометеорологическая служба мало опирается на циклические модели. Проблема еще и в том, что эти графики – динамическая модель, она должна корректироваться на основе текущего мониторинга. Эти данные есть у Гидрометеослужбы. Но информация для нас закрыта, мы можем ее только покупать. Понимаете, мы, ученые, не занимаемся коммерцией, а все равно должны платить деньги за то, что уже сделано на бюджетные средства. Мы с этим боремся, но коммерцию пока не можем победить. Например, несколько лет назад нам нужны были такие данные по Иртышу, мы запросили их в омском Гидрометцентре. Так они у нас 300 тысяч попросили.
– Паводок 2014 года вписывается в эти циклы?
– Да.
– Подобное половодье было еще в 1969 году?
– Да, это год-аналог, но в меньшей степени. Паводок 1921 года более близок по характеру и масштабам подтоплений к паводку 2014 года.
– Такого же паводка нам когда ждать снова?
– Могу только предположить, что этот паводок попал в 90-летний цикл. Думаю, что не раньше, чем через сто лет. Как я уже сказал, есть и другие циклы: 11 лет, 22 года.
– Паводок такой силы можно было бы предотвратить?
– Для начала я кое-что напомню. После паводка на Дальнем Востоке в прошлом году была создана правительственная комиссия "Развитие водохозяйственного комплекса Сибири и Дальнего Востока" по поручению президента Владимира Путина. Возглавляет ее заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович. Цель комиссии – разобраться, в чем причины паводка в макрорегионе. К сожалению, комиссия сосредоточила свое внимание на Дальнем Востоке. А в Сибири вроде и не было в последние годы таких ситуаций... Я как член комиссии заострял внимание на этом вопросе, но пока безрезультатно.
Что же касается непосредственных мер, то на территории Республики Алтай, напомню, планировалось строительство Катунской ГЭС. Было много возражений со стороны экологов. Но в дальнейшем проект подправили, проблема ртутных загрязнений отпала. Если бы ГЭС была, такого половодья не было бы. ГЭС не повлияла бы на малые реки – Ануй, Песчаная, Чарыш. Но это уже не такой огромный объем воды.
Кроме того, необходимо регулировать сток Бии, Чарыша, Катуни в верховье. Где-то обволовочные дамбы строить, малые ГЭС. На Ануе другая проблема. Земля в долине Ануя в частной собственности, выкупить которую непросто. Соответственно, и делать там что-то проблематично.
Мы планируем оценить последствия паводка в каждом подтопленном районе и предложить варианты решения проблемы на будущее.
– Ледники продолжают таять? Третью волну паводка ждать?
– Теплая погода еще даст половодье, но оно будет не таким мощным, как это.
– А в Новосибирске?
– Надеемся, что подтопление грозит максимум дачным поселкам.