По инициативе главы государства
Владимира Путина формируется новый состав Общественной палаты РФ, который будет серьезно отличаться от предыдущих созывов. Так, при формировании нового состава был учтен зарубежный опыт. Кроме того, палату могут наделить правом законодательной инициативы. Но что в итоге может получиться? На этот вопрос
"Коррупции.NET" ответил член действующего созыва Общественной палаты Российской Федерации
Борис Альтшулер.
– Хотелось бы узнать ваше, Борис Львович, мнение по формированию новой Общественной палаты РФ. Заявляется, что ее состав и работа впредь будут серьезно отличаться от предыдущих созывов.
– Я в Общественной палате РФ нахожусь в общей сложности с 2007 года, вначале два года как эксперт, после четыре года как ее член. Хочу сказать одно – дело не в органе, дело в людях. Лицо палаты – это активные члены, которых сейчас не очень много, но они действительно делают дело. Много в палате балласта. И новая палата также будет зависеть от людей. Она будет эффективна, если появятся действительно настоящие борцы за правое дело, за гражданское общество, за социальное благополучие, идущие против чиновничьего безобразия.
– Возможно, этому поспособствует зарубежный опыт, которым хотят воспользоваться?
– О процессе формирования могу сказать только одно, об этом, кстати, я говорил и на пленарном заседании палаты 20 декабря: Россия – уникальная страна, это, наверное, единственная страна в мире, где общественные институции, которые призваны контролировать власть, формируются самой властью. Я говорю об общественных палатах субъектов Федерации, муниципальных общественных советах и так далее. И это, действительно, абсурд, который мы видим по всей стране. Посмотрите, как сейчас создается Общественная палата Приморского края. Она вся формируется губернатором, ну или законодательным собранием, объективно ему подчиненным. Это не общественный институт. И вот такая профанация практически по всей стране. Такие палаты формируются для того, чтобы общественники не беспокоили власть и не лезли в дела, особенно финансовые.
Про действующий созыв Общественной палаты РФ я высказываться не могу, это особая точка. Но хорошо, что палата сейчас не тождественна внешним элитам, или, прямо скажем, местной коррупционной мафии.
– Затронув региональные палаты, формирование которых можно назвать профанацией, вы хотели сказать, что таковым окажется и формирование новой федеральной палаты, раз уж региональные принимают самое непосредственное участие? Насколько известно, новая палата будет организована по следующей схеме: 40 человек предлагает президент, 83 человека делегируются из региональных палат и 43 представителя будут избраны путем интернет-голосования.
– До сих пор члены федеральной палаты попадали в нее таким образом: треть предлагал президент, а две трети – избирались, кандидатов выдвигали общественные организации, отобранные на уровне регионов. Что очень важно, многие из списка президента оказались очень независимыми и активными людьми. Про новый список президента мне трудно что-то сказать, его я комментировать не буду, тем более большинство имен мне неизвестно. Что касается процедуры избрания, то я вам точно скажу, что уже тогда эта процедура была в значительной мере под сапогом региональной власти и местных элит. Сейчас же это будет просто узаконено.
Новая палата... Как было отмечено, часть по-прежнему формирует президент, вернее, уже сформировал. Половина будет фактически сформирована региональными властными элитами, потому что независимых от губернаторов общественных палат в субъектах Федерации уже не существует. Есть там просто отдельные замечательные люди, которые бьются, несмотря на то, что находятся под давлением.
Что касается интернет-голосования, то я вообще противник любого такого рода голосований по серьезным вопросам, поскольку все это очень легко подтасовать. У кого больше возможностей, тот и накидает больше голосов. И ничего с этим сделать будет невозможно. Это бесконтрольная вещь. Даже если это будет не обманное голосование, то раскрутить какое-то количество интернет-сообществ против кого-то или за кого-то – также вопрос исключительно технический.
– То есть борцы в палату не попадут?
– Фактически окажется, что активные общественные организации, которые действительно боевые, не будут иметь никаких шансов на попадание в Общественную палату РФ. Ну, значит, они будут действовать совершенно независимо. Палата будет сама по себе, а гражданское общество, которое как воздух нужно России, о чем президент Владимир Путин много раз говорил, будет существовать само по себе. Оно будет существовать вопреки или независимо.
– Получается, что новый механизм формирования провальный? Раз уж половина зайдет из региональных палат-профанаций?
– Этот механизм был бы замечательный, если бы в свое время был принят рамочный закон об общественных палатах в субъектах РФ. Проект такого закона был разработан нами в 2010 или 2011 году. Правда, потом вся работа в этом направлении заглохла, даже внутри палаты против этого было торможение со стороны руководства. И жаль. Потому что в рамочном законе в первую очередь прописывался категорический запрет на любое участие органов власти в субъектах Федерации в процессе формирования региональных общественных палат.
Как я уже сказал, Россия – уникальная страна. Нигде общественные советы не формируются властями. Это наш отечественный путь. Но логика в этом просматривается. Чиновники, которые привыкли воровать казенные деньги в немереном количестве и класть их в карман, категорически не желают никаких независимых контролеров. И их в этом можно понять.
– А что вы думаете о предложении наделить ОП правом законодательной инициативы?
– Поддерживаю. Это хорошо. Сейчас мы только и делаем, что собираемся, говорим и пишем резолюции. Недавно, кстати, собирались по поводу страшного случая со стрельбой в московской школе № 263. Но, что самое обидное, еще три года назад мы выработали предложения, как сделать так, чтобы дети в свободное от учебы время были заняты, чтобы детьми у нас занимались, чтобы это не зависело от дохода родителей, чтобы не было развала и коммерции всей сферы досуга. Предложения были высокопрофессиональные. Они были направлены в правительство, но – ноль внимания. Конечно, необходимо усиливать мощь Общественной палаты РФ.
– Вы будете в новом созыве?
– Президент меня не включил в члены палаты. Может быть, возраст уже не тот, да и вообще, мало ли почему. Но для меня это и не так важно. Я все равно буду продолжать работать, буду пытаться сотрудничать с новой палатой в надежде хоть как-то сдвинуть с мертвой точки те застарелые и тяжелейшие проблемы, которые годами не решаются и убивают страну.