понедельник, 25 ноября, 2024
Август 1991 года стал одной из самых ярких страниц новейшей истории. 19 числа произошел так называемый августовский путч, приведший к кардинальным изменениям в политической ситуации в нашей стране.
Центром борьбы стала Москва. Через два часа после блокировки Севастопольским полком войск КГБ СССР резиденции президента СССР Михаила Горбачева в Крыму Всесоюзное радио начинает передавать сообщения о введении в стране чрезвычайного положения и неспособности Михаила Горбачева исполнять свои обязанности. Государственный комитет по чрезвычайному положению взял власть в свои руки.
В первый же день части Таманской дивизии перешли на сторону защитников Белого дома. С боевой машины этой дивизии произнес свое обращение к россиянам Борис Ельцин, назвавший действия ГКЧП государственным переворотом.
Позже Ельцин подписал указ об аннулировании всех постановлений ГКЧП. 22 августа 1991 года красный советский флаг сменил российский триколор, ставший символом победы над ГКЧП. Еще одним неофициальным символом августовского путча для россиян стал балет "Лебединое озеро", который демонстрировался по телевидению в перерывах между выпусками новостей.
В Алтайском крае события августа прошли спокойно – в нормальном режиме работали предприятия, службы, чрезвычайного положения не вводилось. Тем не менее Барнаул стал одним из немногих городов, где шел открытый протест против переворота. Неспокойно было и в структурах власти региона. Одним из основных вопросов было – кого рекомендовать президенту России для назначения главой администрации края.
ИА "Атмосфера" узнало от свидетелей тех лет, как они восприняли события августа 1991 года.
Виталий Сафронов, руководитель фракции КПРФ в Алтайском крае:
– Сложно передать чувства. В это время я находился во главе партийной организации – Михаил Горбачев провел чистку во многих регионах, и на смену опытным сотрудникам пришли мы, молодые ребята. При этом на уровне Центрального комитета к нам никак не прислушивались, и мы не имели никакого влияния. Многие тогда решения принимались вопреки воле народа. И люди с большой тревогой воспринимали все происходящее.
Время путча – это тяжелое, непонятное время. Не все смогли его пережить. Это время предательств и отсутствия государственного разума. Тем не менее это наша история, ее нужно правильно осознавать.
Светлана Агаркова, глава администрации Алейского района, руководитель ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края»:
– Во время августовских событий я работала в должности председателя контрольной комиссии Алейского горкома КПСС. Я находилась в отпуске, страха не испытывала никакого. Те события неоднозначно сейчас комментируется.
Разложение партии шло изнутри. Этот, на мой взгляд, закономерный процесс вылился в путч. Было спокойно и в городе, и во всем Алтайском крае. Никаких сходок и стычек не планировалось.
Алла Книга, экономист, преподаватель АлтГУ:
– Были достаточно тяжелые дни. Ощущения начала новой жизни не было, было ощущение полной неопределенности. Страшно не было, было некомфортно. Эти дни пролетели быстро; не могу сказать, что путч произвел какое-то сильное впечатление.