суббота, 23 ноября, 2024
Сфера образования в последнее время – одна из самых обсуждаемых и популярных тем: назначен новый министр образования и науки, школьники сдают ЕГЭ, вузы готовятся к приемной кампании. Корреспондент ИА "Атмосфера" решил не оставаться вдали от этой темы и поговорил с ректором АлтГУ Сергеем Землюковым.
– Сергей Валентинович, прежде чем стать новым министром образования Дмитрий Ливанов был ректором. В своем первом интервью на новом посту он говорил, что систему высшего образования нужно реформировать, так как качество подготовки выпускников его не устраивает. Согласны ли вы с его мнением?
– Я думаю, что Дмитрий Викторович проблемы образования знает и понимает. Несомненно, он прав, что качество образования оставляет желать лучшего. Всего один-два российских университета в настоящее время входит в ТОП-300 мировых вузов. Даже МГУ где-то в конце этого списка. Вот оно качество нашего образования. Более того, сложно отследить какое образование дают в вузах, ведь их в России почти 700. Хотя сейчас высшие учебные заведения начинают участвовать в системе рейтингов.
Например, АлтГУ стал 30 в рейтинге национальных университетов, вошел в список 55 университетов, в которых поддержана программа стратегического развития. То есть в этих вузах так или иначе контролируется качество образования. А посмотрите, сколько филиалов коммерческих вузов по всей стране. Каких специалистов они готовят? Это просто девальвация высшего образования. Здесь такая ситуация – вы нам платите деньги, мы вам выдаем диплом. В итоге в обществе запрос на высшее образование не с точки зрения получения путевки в дальнейшую жизнь, а как на некий социальный престижный феномен, мол, есть у меня диплом о высшем образовании, а работать я буду, где придется. В этом плане новый министр абсолютно прав.
– А что тогда, на ваш взгляд, нужно делать с высшей школой новому министру?
– У нас в России было слишком много реформ, но мало какие довели до конца. Необходимо иметь политическую волю, чтобы объявив реформу, завершить ее. Мне кажется, что нужно придерживаться той реформы, которая была в последние восемь лет еще при бывшем министре Андрее Фурсенко. Если сейчас снова пойдет коренное изменение, на мой взгляд, это к хорошему не приведет.
Вообще, образование – это та вещь, которая не может реформироваться быстро. Одну из проблем, которую хотелось бы, чтобы решил новый министр, – это четкое видение завтрашнего дня высшего учебного заведения.
Не может университет развиваться, не имея перспектив. Стратегию развития нашего вуза Министерство образования утвердило. За три года мы должны вывести университет на новый уровень. У нас есть все необходимое для этого. Губернатор Алтайского края оказывает активную поддержку университету, 17 департаментов Администрации края заключила соглашение о сотрудничестве с университетом. А 6 июня впервые в истории региона мы заключили соглашение об открытии шести совместных лабораторий с Сибирским отделением Российской академии наук. Соединение университетской и академической науки открывает для нас новые возможности.
– Ректоры часто бывают в командировках. Знаю, что недавно вы вернулись из Германии. Для чего ректору нужны командировки?
– Командировки необходимы, чтобы позиционировать университет в федеральном, региональном, мировом образовательном пространстве. Недавно я был в Берлине на закрытии года образования и на встрече с ректорами Германии по приглашению министерства образования. В АлтГУ реализуется один из крупных образовательных проектов совместно с семью германскими вузами почти на пять миллионов евро. После этого общения пришло приглашение в Германию на заключение дополнительных соглашений с немецкими вузами. Перед поездкой в Германию я участвовал в работе Недели образования – членов Шанхайской организации сотрудничества. На этом мероприятии было принято решение о включении Алтайского госуниверситета в число университетов ШОС. Это должно произойти в октябре 2012 года.
– Совсем скоро начнется приемная кампания в вуз. Какой она будет? Сократились ли бюджетные места?
– Университет в этом году получил 2161 бюджетное место. По сравнению с прошлым годом произошло увеличение количества бюджетных мест где-то на 50. А ведь в конкурсе на распределение бюджетных мест в этом году кроме государственных участвовали еще 100 негосударственных вузов. Из них 60 с лишним получили бюджетные места.
У нас сохранились все традиционные для университета направления подготовки. Традиционно высокий конкурс на историческом факультете, особенно по направлениям "Международные отношения", "Регионоведение". Высокий конкурс, как правило, на экономическом и юридическом факультете. Хорошо смотрится географический факультет, социологический, факультет политических наук, факультет журналистики.
Мы надеемся, что с учетом увеличения количества выпускников, вырастет интерес абитуриентов к обучению на математическом факультете, физико-техническом, тем более, что открыли такие популярные направления, как информационная безопасность, медицинская физика.
Мы надеемся на набор на химическом, биологическом факультете. На этих факультетах конкурс обычно меньше. Будем стараться привлекать студентов на факультеты естественных наук. Для студентов этих факультетов будет существенно увеличена стипендия.
– Осенью прошлого года родилась идея создать на базе АлтГУ Росийско-Азиатский университет. Что уже сделано для его открытия?
– Инициатива уже реализована в ряд документов. Нас поддержало министерство экономического развития, иностранных дел, не возражает министерство образования. Самое главное – мы чувствуем положительное отношение администрации президента, губернатора Алтайского края. Этот проект обретает экономическое и социальное обоснование.
– Не потеряет ли тогда АлтГУ своей индивидуальности?
– Думаю, что нет, потому что традиционные направления подготовки остаются. Просто нужно очень тонко их переформатировать и сделать так, чтобы они были созвучны азиатскому направлению. В целом, к этому есть все предпосылки. Алтай является неким географическим, историческим центром, где шли процессы формирования культур народов Большого Алтая. Почти каждое направление подготовки может иметь свою специфику, а некоторые из них в настоящее время не имеют национальных границ или национальной специфики, а являются общими, например информационные технологии, нанотехнологии, экология. Интернационализация образования должна идти по тем проектам, программам, которые актуальны для любой азиатской страны.
– Не могу не спросить про политику, ведь вы долгое время были на политической арене края. Следите ли вы за тем, что происходит в регионе? Есть ли желание снова работать в АКЗС?
– Конечно, я слежу за тем, что происходит в крае. Когда я пришел на пост ректора, я уже был в политике. В настоящий момент не вижу необходимости кардинально менять эту ситуацию. Кроме того, я всегда придерживался позиции стараться быть с теми, кто направляет свои усилия на развитие страны, я вижу только одну политическую силу. Работа в университете забирает максимум времени и сил, выполнять другие поручения сложно, но если они будут, то будем участвовать в социальной и общественной жизни. Насколько она будет политизированной – другой вопрос. Опыт в политике во многом помогает.
– Хочу задать вопрос от студентов: в столовой корпуса "Д" дорогие цены и не всегда вкусно. Почему нет других точек питания в корпусе?
– Я думаю, что это мнение не объективно. Раньше в этом корпусе вообще не было горячего питания. Только булочки и пирожки. Сейчас в корпусе полноценное, качественное питание, готовят в хороших условиях, на хорошем оборудовании. Я сам там иногда обедаю, мне нравится, как готовят. И цены мы сравнивали, у нас они ниже, чем в других студенческих столовых. Работают две кассы, обслуживание происходит быстро, практически нет очередей. С Димитрова мы выселили целый ряд торгующих точек, зато теперь как ректор я спокоен за качество еды и цены.
– И еще один вопрос от студентов: они жалуются, что в корпусе "Д" только один ксерокс. Тогда как раньше были две или три таких точки.
– С этим замечанием я согласен. Думаю, что мы примем меры и купим еще один копировальный аппарат. Но на новый ксерокс деньги еще нужно заработать.
– Спасибо за беседу!
Беседовала Юлия Вяткина