пятница, 22 ноября, 2024
История Алтайского краевого театра драмы такова, что как ни уйдет от них главный режиссер, так спектакль его номинируют на "Золотую маску". Так было с "Войцеком" Владимира Золотаря, так же получилось ныне с "Мамашей Кураж" Романа Феодори. Москвичи смогут увидеть наш спектакль уже на этой неделе: 8 апреля он будет показан на сцене великого МХТ. Режиссер Роман Феодори провел в Барнауле несколько репетиций перед показом на фестивале, ИА "Атмосфера" удалось поговорить с ним перед самым отъездом.
Справка: Роман Феодори впервые приехал в Барнаул для постановки спектакля чуть больше двух лет назад, потом стал здесь главным режиссером. В краевом Театре драмы он успел многое за недолгий срок, и все же уход его получился не самым приятным: благодарности он не дождался.
Сейчас он главреж Красноярского ТЮЗа и, кажется, о Барнауле вспоминает немного нервно, правда, по-прежнему держится предельно корректно и не дает волю ненужным эмоциям, никак не комментируя щекотливые ситуации. Выглядит Феодори уставшим, но улыбается…
– Роман Николаевич, как ваше настроение?
– Замечательное. Да, я устал за эти несколько дней, но, знаете, бывает усталость обреченная, а бывает – приятная. У меня приятная. Я рад был встретиться с хорошими людьми, с прекрасной труппой: мы давно не виделись. Усталость же была ожидаема. Материал "Мамаша Кураж" вымученный, выстраданный: на него в свое время затратилось очень много энергии и сил. Но несмотря на то, что это не самый приятный материал, над которым приходилось работать, он один из самых честных, актуальных и важных, как мне кажется. Конечно, репетировать "Сон в летнюю ночь" веселее и…(подбирает слово) безответственнее. А здесь есть сложные вещи, сложные мысли. На это затрачиваешься не только физически, но и психологически. И артисты это чувствуют, это серьезно выматывает. Но это та самая вымотанность, когда ты понимаешь, что тратил время на какие-то хорошие вещи, которые, может быть, потом вернутся к тебе дивидендами в твоей собственной истории.
– Когда вы сейчас приехали репетировать "Мамашу Кураж", вы застали труппу в собранном состоянии, они готовы были вместе с вами возвращаться к работе над спектаклем?
– Да, конечно. В этом театре очень хорошая труппа – она держит спектакли, пытается их сохранить, верит в режиссера, в то, что он закладывал в каждый конкретный спектакль. Я думаю, это тот самый пример труппы, которая, выходя на спектакль, помнит о режиссере и мысленно садит его в зал. Редкий театр может этим похвастаться. Вообще, в Барнауле одна из самых собранных, сплоченных и рабочих трупп Сибири. Этого нельзя недооценивать и, конечно, это нужно держать каким-то образом. Я надеюсь, что новый директор этим занимается и будет заниматься, приглашая интересных режиссеров, создавая интересные постановки. У нее в руках та труппа, которая может осилить любой материал.
– Номинация на "Золотую маску" стала для вас неожиданностью? И значит ли что-нибудь для вас участие в главном фестивале страны?
– Вообще, да, было неожиданно. Там очень серьезная и сильная программа представлена. Я мог бы покривить душой насчет значимости этих номинаций для меня. Но вы же знаете, здесь многие высказывались, что этот спектакль – позор театра. А коллеги, которые видят много спектаклей – по 300 в год, причем 80 процентов из них европейские, американские и находятся в контексте современной жизни, так вот коллеги сказали, что этот спектакль достоин того, чтобы звучать в номинации "Лучший драматический спектакль большой формы" и "Лучшая работа режиссера". Я доверяю профессиональным людям, и признание коллег всегда важно.
Вообще, это победа для труппы, которая мучилась, сопротивлялась обстоятельствам вокруг, выживала в сложных условиях и создавала что-то. Ведь есть два варианта: либо мы уходим в межличностные "междусобойчики" и выяснения отношений, либо занимаемся делом. Вот эти люди, которые занимались делом и не занимались лишними вещами, доказали свою состоятельность, и их услышали. Я очень за них рад. И еще одна важная вещь, которую я хочу сказать: номинация "Лучшая работа режиссера" здесь очень двоякая. Я бы не называл это так, потому что спектакль "Мамаша Кураж и ее дети" - особенный: он рождался в таких условиях, когда режиссером мог быть каждый. Каждый артист принимал участие в создании спектакля, каждый человек, который выходит на площадку, – автор своей роли, каких-то сцен. 90 процентов этого признания-номинации я отдаю артистам и тем людям, которые участвовали в создании спектакля: педагогу по вокалу, художнику-постановщику, хореографу, помощникам режиссера – всем, понимаете? Не бывает, чтобы один человек взял что-то и сделал. Все делает команда.
– После премьеры "Мамаши Кураж" вы вносили в нее значительные корректировки. В нынешний приезд многое поменяли в спектакле?
– Спектакль – живой организм. Он меняется постоянно. В чем прелесть работы в одном театре? Премьера не являлась финалом работы, как часто бывает в случае с приглашенными режиссерами. Здесь мы могли что-то дорабатывать, менять, вставлять. Сейчас уже никаких особенных изменений внесено не было, лишь минимальные: мы еще раз заново поговорили про смысл, расставили какие-то акценты, некоторые акценты сместились, потому что время прошло, их актуальность повысилась. Это такой спектакль, говорящий с людьми о том, что их действительно сейчас должно волновать.
– Вы репетировали только "Мамашу Кураж" или успели поработать над другими своими спектаклями?
– Только "Мамашу Кураж". Если в дальнейшем у театра возникнет какое-то желание сохранить спектакли, которые были мною поставлены, сделать вводы, изменения, театр свяжется со мной, позовет…
НАТАЛЬЯ ЧАЙКИНА
Коротко: Спектакль "Мамаша Кураж и ее дети" в мае примет участие еще в одном фестивале – "Ново-Сибирский транзит". Правда, по техническим условиям вывезти его в Новосибирск не удастся, поэтому дирекцией фестиваля принято решение открывать "Транзит" в Барнауле, после чего жюри для дальнейшей работы переместится в Новосибирск.
В ближайшее время в Красноярске Роман Феодори планирует осуществить проект в технике "вербатим". В Барнауле некоторое время шел подобный спектакль, поставленный Феодори, – "Деревня. Net" на основе рассказов жителей Курьинского района. В данный момент спектакль не играется, театр был приглашен с ним на два крупных фестиваля, но от приглашений отказался. Роман Феодори от комментариев по этому поводу воздержался.