понедельник, 25 ноября, 2024
С каждым годом на улицах Барнаула можно встретить всё больше велосипедистов. В городе стали появляться и велосипедные зоны: сейчас такие есть на Георгия Исакова, Лазурной, Змеиногорском тракте, в нескольких парках и других местах. Однако велодорожки ещё не успели охватить весь город и добраться на велосипеде из, к примеру, спальной части Индустриального района в центр Барнаула ещё сложно.
Корреспондент "Атмосферы" решил выяснить, какие трудности возникают при строительстве велосипедных зон и как должна выглядеть правильная велодорожка. Об этом нам рассказал общественный советник мэра Барнаула по архитектуре, руководитель творческой мастерской "Классика", архитектор Александр Деринг.
- Недавно стало известно, что генеральный директор "Жилищной инициативы" Юрий Гатилов предложил создать к 300-летию города велопешеходную зону на улице Промышленной, которая соединила бы набережную Оби и "Изумрудный". Что вы думаете по поводу такого проекта?
- Если это реальная программа Гатилова, и он готов вложиться в это и действительно реализовать, то, конечно, можно только похлопать в ладоши. Потому что это давняя мечта многих барнаульцев. Несколько лет назад ко мне приходила инициативная группа с такой идеей, и мы обсуждали этот маршрут. Я тогда тоже поддержал это начинание.
Там (на Промышленной — прим.ред.) есть очень много проблем и трудностей. К примеру, есть часть маршрута с железной дорогой, которая вела к бывшему речпорту - нужно узнать действует ли она. Мне кажется, до элеватора фрагмент этой железной дороги ещё действует. Также она раньше была размежована, как чья-то собственность - нужно будет договориться с собственниками земли, которые есть на протяжении этого участка.
Здесь можно применить всемирно известный опыт - проект "Хай-Лайн". Это бывшая заброшенная железная дорога в Нью-Йорке, которая превращена в парк с дикорастущими растениями. Это очень интересная локация, где железная дорога закреплена и оформлена, как исторический артефакт. И это пространство совмещается с пешеходной зоной и велосипедной. И нашу железную дорогу тоже можно было бы как-то зафиксировать, как исторический фрагмент.
- А какие ещё трудности могут возникнуть при реализации проекта велопешеходной зоны на Промышленной?
- Вообще, на пути решения этого проекта большие сложности будут именно с его подготовкой. Соединить набережную Оби и "Изумрудный" парк – это непростая задача, она аналитическая. Для этого нужно создавать своеобразный междисциплинарный творческий коллектив из архитекторов-градостроителей, юристов, городской администрации, как владельца участков, и собственника, который владеет фирмой. Всё нужно состыковать и учесть. И я думаю, что наверняка будет внесено изменение в профиль улицы Промышленной, потому что генплан города предполагал этот участок, как своеобразную транспортную магистраль.
Лично я против этого всегда возмущался и протестовал, потому что это не то место, по которому должны ходить фуры, грузовики и другой транспорт. Это улица уже становится внутригородской, потому что там начинается жилая застройка. Я думаю, там будут реализовываться проекты реконструкции и частично сноситься частный сектор.
Ещё здесь нужно пересмотреть красные линии, поэтому получится большой комплексный проект, требующий очень внимательного решения. Если удастся преодолеть все эти преграды, то это будет очень хорошее решение. А если это удастся реализовать к 300-летию города, как подарок Барнаулу, то это будет просто счастье. Я двумя руками готов участвовать в этом проекте.
- Насколько возможно в уже спроектированном без учёта велодорожек городе их сделать?
- Город у нас ведь, в общем, не представляет собой какую-то однородную площадку, как стол, где расположены улицы, площади и никаких препятствий. У нас город разделён на две части так называемой выемкой (народное название), железной дорогой. И сделать очень комфортную сеть велодорожек, непрерывную сеть - чрезвычайно сложно. Очень много препятствий. Мировой опыт показывает, что для этого даже делаются веломосты. К примеру, Краснояск, где сделан прекрасный велопешеходный мост, ведущий на остров. Соединить наш парк "Изумрудный" с исторической частью города по относительно безопасному маршруту можно, хотя есть трудности, но они преодолимы, по большей части.
- Вот вы сказали про препятствия, а какие основные?
- Во-первых, как раз препятствие представляет собой рельеф местности, где есть перепады и их надо преодолевать. Во-вторых, есть пересечение с крупными магистралями, которые требуют внимательного подхода: это специально организованные переходы, чтобы велосипедист мог спешиться, перейти эту дорогу и безопасно опять поехать по велодорожке.
К примеру, у нас есть такие узкие горлышки для велосипедистов на Павловском тракте, и пока, на данный момент, мы не можем непрерывно соединить их с центром города, его исторической частью. Там это сделать очень сложно, потому что транспортная зона сейчас не позволяет проложить велодорожки. Хотя это можно сделать, но нужна воля, нужны средства, нужна программа и это непросто.
Город очень активно, кстати, занимается внедрением велодорожек. На градсоветах мы и городская администрация настоятельно рекомендуем в новые микрорайоны сразу закладывать велозоны. В тех же ЖК "Лапландия" и "Шотландия" велодорожки уже активны, но они локальные. Можно кататься, но выйти за пределы микрорайона уже сложно.
- Как должна выглядеть правильная велодорожка?
- На это есть государственные стандарты по организации велодорожек. Сами они могут быть двухсторонние и односторонние. Есть правила их пересечения с дорогами, есть специальные дорожные знаки, есть минимально допустимая ширина велодорожек. Эти стандарты просто нужно использовать при проектировании.
К примеру, в своё время по аллее проспекта Ленина предлагали сделать велосипедную зону. Но построить её правильно там очень сложно, так как на аллее большой пешеходный трафик и постоянные пересечения с улицами. А по ПДД, чтобы такие перейти, велосипедист должен спешиться и сделать такой п-образный манёвр, чтобы опять попасть на бульвар.
А вот успешный кейс, который у нас реализован по велодорожкам – это зона на Георгия Исакова. Но, к примеру, мне, чтобы попасть в ту часть города для велопрогулки приходится на себе тащить велосипед по пешеходному мосту через железную дорогу в районе вокзала. Чтобы это решить, здесь можно было бы даже сделать подъёмник или мостик специальные. Такие примеры есть в мировой практике и в отечественной.
- Вы упомянули мировые и отечественные примеры. А какие страны наиболее приспособлены для велосипедистов?
- Это, конечно, Голландия и Дания – это две таких, наверное, самых крупных велосипедных страны, где сильно развит именно этот вид передвижения. В Голландии даже есть подводный паркинг: специально сделан въезд в акваторию канала и выгорожена стоянка для велосипедов.
- У нас часто возникают такие ситуации, когда по велосипедным дорожкам ходят люди, гуляют мамы с колясками и даже выгуливают собак.
- Это, конечно, отсутствие дисциплины. Люди просто не привыкли к велосипедным зонам. Они видят дорожку и думают: "а почему бы по ней не пойти?" Я сам на Георгия Исакова наблюдал этот процесс: ехал по велодорожке, и мне на встречу мама с коляской идёт или просто прогуливается пара, хотя широкий бульвар между двумя велодорожками существует, где места всем хватит. Это просто вопрос дисциплины и ментальности. Если бы велокультура была более развита у нас, то, наверное, люди бы привыкли, что тут ездят велосипедисты, и ходить здесь и создавать неудобства не нужно.
- Возможно велодорожки нужно как-то огораживать от пешеходных зон, чтобы не возникало таких ситуаций?
- Такого у нас нет, стараемся не делать лишних препятствий. У нас же выпадает много снега, это нужно всё убирать. Ограждения будут создавать неудобства. Специальных таких разделений я не встречал, хотя, наверное, такое может быть. Если позволяют улицы и они достаточно широкие, тогда да.
Кстати, в "Изумрудном" и "Юбилейном" сделали широкие велопешеходные дорожки и там есть разделение - оно визуальное. Сделана разметка, разделяющая пешеходную зону и велосипедную. Это допустимо и это работает.