-9

Барнаул

Вадим Климов добрался до стрит-арта

У известного арт-критика возникли вопросы к фестивалю “Связь” в “Изумрудном”
. Фото: "Амител"/Аделина Крохина
ИА Атмосфера
  • 14 июня, 2024

С 3 по 9 июня в барнаульском парке культуры и отдыха Изумрудный прошел фестиваль уличной культуры Связь. Несколько художников раскрасили забор, трансформаторную будку и старые постройки.

Стрит-арт в Барнауле, как и в других городах, имеет несколько направлений. Часто встречается  теггинг, это когда райтеры (заметьте не художники) пишут свои имена (теги) замысловатыми каллиграфическими узорами. Лично мне такое направление не нравится. А нравится мне стрит-арт  со смыслом. Например, в 2014 году в Барнауле появились интересные работы анонимного автора на тему классической русской литературы. Я нашел его и пригласил в галерею. Эти произведения можно увидеть на входе в Республику изо.

В последние годы появились стрит-арт художники, которые сотрудничают с администрациями городов и делают большие оформительские проекты. Это нарождение нового монументального искусства. И в Барнауле уже есть примеры такой наглядной агитации. Это работа с космонавтом Германом Титовым на здании Алтайского госуниверситета на ул. Димитрова, гигантская агитация на общежитии Аграрного университета на пр. Красноармейском, есть коммерческие работы – портрет Чкалова на жилом доме по ул. Чкалова.  

В СССР было несколько стилей монументальной агитации. Вспомните мозаику на здании КГБ или мозаичное полотно на драматическом театре. Первое прославляло героическое время создания Красной армии, а на втором отображены социалистические успехи Алтайского края. Была в городе и не прямая агитация, были монументальные композиции на отвлеченные темы. В СССР всё проходило согласование, и отвечали за все сотрудники партийно–советского аппарата.

А кто сегодня отвечает за масштабные полотна?

Мне не нравится, проходя по Красноармейскому проспекту, заглядывать под юбку девушке с колосьями. И композиция на банере, прикрывающая окна музея на пл. Октября, тоже не укладывается в мои эстетические предпочтения. И даже портрет Германа Титова, спрятанный за ЦУМом, вызывает недоумение. Всё это городское пространство и у каждого жителя есть свои представления о прекрасном.

У меня простые вопросы: кто согласовал предложенные художниками эскизы на фестивале Связь? Простите, а это связь с кем? А это порочная или непорочная связь? Вообще, это законная связь?

Хочу спросить, есть ли закон, разрешающий использовать общественное пространство для изображений? А если кому-то не понравится картинка и он напишет жалобу в министерство культуры и заявит, что такое искусство его оскорбляет?Представьте возмущенную мамашу, такое было на спектакле Молодежного театра, или ветерана коммунального хозяйства, усмотревшего оскорбление чувств. И такое в культуре Алтайского края тоже случалось.  

Кто будет отвечать, художник или заказчик? Кстати, про заказчика, а вы проверили эскизы на плагиат? Вдруг неизвестный зарубежный художник подаст в суд за незаконное копирование образов. Вы понимаете, на какой лед становитесь, а то получится как с карпами в пруду.

Парк, это общественное пространство, это не галерея, куда посетитель приходит, понимая, что он собирается посмотреть. Зритель не ко всякому стрит-арту относится положительно. Поэтому я переживаю, что будет с нарисованным в парке.   

Стрит-арт не узаконенное явление, в Барнауле был пример когда райтера оштрафовали за порчу имущества. Понятно, что в парке специально выделили стены, но и я не спрашиваю о законности процесса закрашивания, администрация парка может покрасить стенки в любой цвет. Мне интересно отвечает ли публичное искусство интересам горожан.

По своей природе стрит-арт всегда был искусством протеста, даже самый дорогой стрит-арт в мире до сих пор искусство вызова, вспомним Бэнкси. В Барнауле есть примеры свободного уличного искусства, можно заглянуть за корпус университета на Социалистическом проспекте. В городе иногда появляются небольшие интересные работы, но их быстро закрашивают. ЖКХ ведет бесконечную борьбу с таким стрит-артом и это ясно.

А кто решает, какие картинки рисовать в парке, и всем ли отдыхающим они нравятся, как это вписывается в рамки закона? Кто утвердил эскизы, главный архитектор города или Октябрьского района?

 

Новости партнеров

Дорогу скорой. Что думают про ужесточение штрафов для автохамов алтайские политики

Настоящий хозяйственник. Борис Трофимов поделился воспоминаниями о Филиппе Попове

Какие кадровые перестановки произошли в алтайском правительстве в 2025 году?

Как Михаил Евдокимов хотел создать правительство, да так и не создал

Владимир Семенов: "Премия "Созидатель" вручается для общественного признания бизнеса"

“Характер ваш очень тяжел”. 40 лет назад Алтайский край возглавил Филипп Попов

Шах и мат. Как развить бизнес с помощью шахмат — Артем Поломошнов

"Борьба с неверными" в Telegram обернулась для иностранца 10 годами заключения

Барнаульская недвижимость: взлеты и падения. Разговор о ценах, ипотеке и трендах

92% выпускников Юридического института АлтГУ работают по специальности

От "Мумии" до могилы: алтайские политики о том, стоит ли похоронить Ленина

20 лет назад алтайские депутаты выразили недоверие "народному губернатору" Евдокимову

Журналисты vs Нейросети: чья статья попадет на первую полосу?

Надежда Ремнева по поручению первого секретаря крайкома строила рынок и рубила мясо

Как Мураками и красные трусы помогли спасти барнаульский букинистический магазин

Алтайские политики и бизнесмены раскрыли свои спортивные предпочтения

Юрист вместо артиста. 20 лет назад Александр Карлин возглавил Алтайский край

Самые громкие криминальные события в Алтайском крае в 2025 году

Профессор Лобанов: “Мы научились лечить язвенную болезнь у детей без операций”

Смотрели "Титаник", выкупали украденный флаг: алтайский истеблишмент о пионерлагерях

Иван Лоор: "Я тогда не поверил, что Евдокимов погиб"

Почему зумеры увольняются с работы через день и не признают авторитетов?

Сергей Бочаров: "Университеты ищут свою фишку"

Как мошенники пытались развести алтайский истеблишмент и что из этого вышло

Как городская электростанция в Барнауле со столетней историей обретает новую жизнь

Архив