-6

Барнаул

Алтайские преподаватели поддержали отказ от Болонской системы

Но отметили, что в образовании есть и более важные проблемы
. Фото: amic.ru
ИА Атмосфера
  • 19 апреля, 2023

В России проходит реформа высшего образования. Изменения инициировал президент России Владимир Путин, объявив в феврале 2023 года об отказе России от участия в Болонском процессе и необходимости учитывать положительный опыт советской системы и последних десятилетий.

Двухступенчатая система образования (бакалавриат + магистратура) перестанет быть обязательной. Двухлетняя магистратура останется только для углубленного изучения предметов в рамках полученной специальности. Вузы смогут устанавливать разные сроки обучения в рамках одного направления. В прежнем виде сохранятся аспирантура, адъюнктура и ЕГЭ. 

“Атмосфера” выяснила у деятелей образования, как они оценивают свой опыт работы при Болонской системе, и насколько актуальна новая реформа высшего образования.

Ярослава Шашкова
Ярослава Шашкова
Фото: asu.ru

Ярослава Шашкова, профессор кафедры философии и политологии АлтГУ:

“Болонская система имеет как достоинства, так и недостатки. Когда мы переходили на неё со специалитета, возникли проблемы, так как 5-го курса не хватает, вначале снизилось качество студенческих работ. И мы понимали, что бакалаврам не хватало зрелости, исследовательской и возрастной.

Бакалавриат по многим специальностям не даёт возможности полноценно сформировать навыки у студентов, и выполняет больше образовательные функции, чем исследовательские. 

В магистратуре человек может сменить специальность, но в России магистратура не получила того воплощения, как в западных странах с Болонской системой. Там ценность магистратуры, по крайней мере в политологии, очень высока. Часто там попасть на высокие посты без неё нельзя. В России магистратура действует как возможность что-то доучить, или даже как отстрочка от армии.

Болонская система полезна больше для студенчества, чем преподавателей, потому что это стабильность для наших студентов и интерес к нашей стране для иностранных студентов. 

Вопрос сейчас в том, какие формы примет специалитет. Традиционно он занимал 5 лет, туда помещалась и практика, и наука. Меня очень настораживает формулировка министра просвещения Сергея Кравцова, что специалитет может быть от 4 до 6 лет. А не получится ли так, что у нас останется бакалавриат под видом специалитета? Тогда и качественных улучшений в образовании не будет. И в любом случае переход будет сопровождаться снижением нагрузки, сокращениями и кадровыми трансформациями в высшей школе”.

Александр Молотов
Александр Молотов
Фото: akzs.ru

Александр Молотов, доцент кафедры конституционного и международного права АлтГУ, депутат АКЗС (СРЗП):

“Болонский процесс и юридическая профессия оказались несовместимы. Юриспруденция - наука серьёзная и объёмная. Вся наша система юридического образования была настроена на то, что за 5 лет специалитета нужный объём знаний студент получит.

Что произошло после? Мы попытались в 4 года втиснуть материал, который преподавали за 5 лет. Ушли некоторые предметы, кпримеру, такой важный, как логика. Изучение формальной логики, как показала практика, необходимо в будущей профессии. Попытка “впихнуть невпихуемое” привела к серьёзным проблемам. В итоге ряд работодателей, суды, прокуратура, начали требовать наличие степени магистра для устройства на работу. А в 2018 году в юридическом образовании появился и специалитет, к примеру, по направлению “Судебная и прокурорская деятельность”.

Есть ещё одна проблема двухуровневой системы. В магистратуру может поступить любой человек с дипломом бакалавра, и в юристы пошли все - филологи, историки, политологи, которые о юриспруденции имели весьма слабое представление. А ведь магистратура - углубленное изучение предмета. К примеру, есть дисциплина “Конституционный судебный процесс”. Для её изучения нужно уже знать конституционную юстицию. У меня полно магистрантов, которые её не знают, и мне приходится им преподавать то, чему учат в бакалавриате.

Теперь, когда мы отрезаны от Болонского процесса, смысла в двухуровневой системе в таком виде, как сейчас, нет. Советская система образования обладала фундаментальностью и практикоориентированностью, а с двухуровневой системой мы получили бакалавров - недоспециалистов”. 

Лика Добровольская
Лика Добровольская
Фото: из личных соцсетей Лики Добровольской

Лика Добровольская, доцент института архитектуры и дизайна АлтГТУ:

“Я учу практиков, и до этого мы готовили архитекторов и дизайнеров в течение 5 лет. И это было нормально, мы всё успевали, и человек был готов к творчеству и проектированию. А сейчас при бакалавриате и магистратуре всё сильно сократилось, и дети не успевают получить полноценные навыки и знания. Бакалавриат - это высшее, но не законченное образование. А магистратура в основном научная, там практики мало. Поэтому все мои коллеги только за возвращение специалитета”.

Антон Васильев
Антон Васильев
Фото: akzs.ru

Антон Васильев, директор юридического института АлтГУ, депутат АКЗС (“Единая Россия”):

“Болонский процесс был основан на декларациях, вступление в него добровольное. Никто нас там не удерживал, и логика была - создать единое образовательное пространство, возможности для обучения за рубежом.

Мы в своё время, в 2007 - 2008 годах, сразу выступили против таких изменений. Юрист не может делиться на какие-то степени, юристов и полуюристов. Но в итоге решение было принято, и мы достаточно гибко адаптировались. Вскоре возникли новые проблемы - работодатели были не готовы принимать бакалавров на работу.

Сама по себе идея свободного образовательного пространства неплоха, но не везде работает. Юристы работают в рамках национальных правовых систем, и для нас Болонская система практически не работает. Чтобы гражданину России стать юристом в Германии, придётся всё равно учиться там с нуля, и желательно иметь немецкое гражданство. 

Но кроме Болонского процесса можно действовать иначе - заключать международные договоры о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании. Были контакты с Грецией, Новой Зеландией, Канадой, мы проходили процессы о признании наших дипломов у них. 

Мне кажется, сейчас главное - не двухуровневая система, а две проблемы. Во-первых, это постоянное реформирование образования. Мы постоянно обсуждаем, будем брать чужое или разберёмся со своим опытом и традициями, себя ищем. Систему образования трясёт все 30 лет. 

Во-вторых, проблема есть и с качеством преподавания, а она зависит от статуса преподавателя. На мой взгляд, статусом педагога и в школе, и в вузе власть не занимается. Это вопрос престижа профессии, материального обеспечения, социальных гарантий. Мы ведь чувствуем, что профессия педагога сейчас где-то на задворках. 

А если педагоги не в центре образовательной системы, то ничего не выйдет с результатом. И как тогда решать задачи технологического развития, национальной безопасности, высококачественных кадров в IT? А кто эти кадры будет учить? Лучшие айтишники работают не в вузах.

Нужно заняться проблемами педагога. Если эти проблемы решить, не будет разницы, двухуровневая у нас система, или какая-то ещё. А классный педагог и учебные программы составит, и хорошего специалиста обучит. Поэтому мне кажется, за общими разглагольствованиями о Болонском процессе мы потеряли что-то другое, и потеряли давно”. 

Новости партнеров

Вадим Климов предложил забирать у зрителей в театрах телефоны и наказывать за кашель

Алтайские "фронтовики" расширили свои ряды за счет медийных персон

В Алтайкрайстате назвали количество женщин, проживающих в регионе

В Барнауле "управляшки" очистили менее 10% кровель от снега и наледи - мэрия

"Преступление против Ленина". Алтайские коммунисты возмутились поджогом шалаша Ильича

Стали известны окончательные параметры краевого бюджета на 2025 год

В Рубцовске стоимость поездки на троллейбусе увеличится сразу на пять рублей

Алтайские единороссы поменяют секретаря реготделения перед Новым годом

Барнаульские бизнесмены, строившие ФОК, полностью признали вину в мошенничестве

"Любовь, дом, счастье". Виктор Томенко описал Алтайский край тремя словами

Томенко призвал главу Кулундинского района контролировать работу мусорного оператора

В Барнауле потратят 10 млн на проект по переносу транспортного кольца в центре города

"Нам зачем это надо?" Томенко раскритиковал золотодобытчиков из Солонешенского района

Губернатор Томенко пообещал выплаты для всех семей, отметивших "золотую свадьбу"

В Первомайском районе два школьных автобуса не ходят по маршруту уже год

Жители нескольких муниципалитетов пожаловались губернатору Томенко на дороги

Алтайский думец рассказал, зачем парламенту нужна спецкомиссия по ценообразованию

Барнаульская семья получит газ после обращения на прямую линию к Виктору Томенко

В Алтайском крае средняя зарплата уменьшилась на 1500 рублей в августе

Виктор Томенко определил губернаторскую часть комиссии по выборам мэра Барнаула

Водоснабжение вернули в три алтайских села, пострадавших из-за аварии

Каждый пятый барнаулец проведет новогодние каникулы на работе

В Алтайском крае дорабатывают законопроект о продаже алкоголя в многоквартирных домах

В Алтайском крае прогнозируют два дня непогоды с сильной гололедицей

Горно-Алтайск получит свыше 130 млн рублей на покрытие бюджетного дефицита

Архив