Украина и Европа начали осознавать потерю "Южного потока"
Россия, 4 декабря – Атмосфера. Главная проблема Украины в контексте отказа России от строительства "Южного потока" в том, что Украине, скорее всего, придется попрощаться со статусом основного транспортера газа в Европу. Роль эта перейдет Турции, после того как будет построен новый газопровод. Россия готова перегонять по трубе 60 миллиардов кубометров газа в год. К тому же есть еще и Иран, который, выйдя из-под санкций, сможет выдавать около 30 миллиардов кубометров, пишет "Коррупция.NET".
В итоге на Украине уже начали понимать, какой крест смогут себе выплавить, если придется разрезать на металлолом опустевшую газовую трубу. Ведь отсутствие гарантий транзита российского газа по украинской ГТС делает невозможными все перспективы инвестирования. А гарантий нет никаких – Украине много газа необходимо на внутренние потребности, да и попросту есть уверенность в том, что газ для Европы будет разворовываться по дороге через Украину.
Волнения начались и в Болгарии, которая, идя на поводу у ЕС и США, пытаясь говорить о своем суверенитете, отказалась от строительства "Южного потока", от чего, по сути, потеряла более полумиллиарда долларов в год в виде транзитных доходов. Потеряет она, скорее всего, и около 150 миллионов долларов в год, которые сейчас получает за транзит газа. В сумме это примерно 7% доходной части бюджета страны, которыми пожертвовали в пользу третьих лиц. При том, что Болгария находится в жесточайшем экономическом упадке, где безработица в ранее промышленном севере (который они потеряли после входа в ЕС) достигает 60%.
Стоит отметить, что жители Болгарии (даже из политических кругов) были очень удивлены, когда Путин отменил "Южный поток", считая, что Россия, связавшись с Турцией, их предала. И это, конечно, странно. Но в Болгарии, однако, еще надеются, что после такого тактического хода Путина с целью надавить на Софию и Брюссель все через некоторое время разрулится и вернется на круги своя, и "Южный поток" еще наполнится газом.
Правда, судя по всему, этого уже не случится, поскольку решение о протягивании газопровода к берегам Турции – это всего лишь один геополитический аспект сближения России с Турцией и, что весьма вероятно, даже не самый главный. Другими словами, между странами появились договоренности, нарушать которые для России будет не комильфо, равно как и для Турции. И речь даже не о внешнеэкономических отношениях, в которых Россия и Турция важны друг другу, а о геополитике в целом, что для обоих государств дает гарантии долгосрочной политической стабильности. К тому же Турция – это вообще довольно "странный" для России партнер: с одной стороны, это член НАТО, с другой – ее категорически не хотят пускать в ЕС в течение, наверное, лет уже сорока.
Что даст союз Турции и России? Для Турции это как минимум расширение влияния на страны Ближней и Средней Азии и присоединение к крупному геоэкономическому союзу, не говоря уже о Курдистане. Для России – возможная подмога для решения сирийской проблемы, решение проблемы контроля своих южных рубежей, где расположены страны Средней Азии и Кавказ (если точнее – Азербайджан).
Для России все это вкупе гораздо важнее, нежели налаживание добродушных отношений с загнивающим Западом, ведь в перспективе открывается возможность образования достаточно мощного союза, с добавлением в который других стран (Китая, Индии и не только) как раз и появляется гарантия долгосрочной политической стабильности на огромном пространстве Евразии.
Другими словами, пока в Болгарии надеются на "Южный поток", пока Украина раздумывает над своей трубой, пока Европа взвешивает все риски, Россия мыслит другими категориями.
А то, что Европа начинает уже задумываться о рисках, – это факт. К примеру, тучи сгущаются над головой "американской гейши" Ангелы Меркель, которая на днях предложила усилить давление на Россию и что-нибудь еще ей ограничить, поскольку в марте 2015 года истекает срок действия первого пакета санкций против России, введенных странами Евросоюза. Такое заявление Меркель вызвало негодование даже внутри правящей партии, которая ранее аплодировала каждому взгляду канцлерины.
Дошло до того, что немецкие бизнесмены, чтобы не терпеть и дальше значительные убытки, начали проводить собственную политику – в частности, оказывают поддержку политическим конкурентам Меркель. И это вполне объяснимо: около 300 тысяч рабочих мест в Германии напрямую зависят от сотрудничества с российскими предприятиями, экспорт немецкой продукции в Россию после принятия санкций упал почти на 20%, а общие потери немецкой экономики могут достигнуть семи миллиардов евро.
Ну а что касается самого Евросоюза, то некоторые страны уже сегодня (например, Австрия) готовы сказать Болгарии "большое спасибо" за "Южный поток". Возможно, смелости не хватает (пока не хватает!) все свои претензии высказывать напрямую Брюсселю.