Дальний Восток – не приз: здесь никто ничего не выигрывает?
Барнаул, 2 сент. – Атмосфера, Элина Гордеева. Президент России Владимир Путин провел совещание по вопросам господдержки приоритетных инвестиционных проектов и территорий на Дальнем Востоке. В ходе заседания он поставил три основные задачи по обеспечению опережающего развития Дальнего Востока – это транспортная доступность, условия для инвестиций и создание территорий опережающего роста, пишет портал "Коррупции.NET".
"Президент России вновь поднял тему Дальнего Востока, понимая, что этот регион является единственной возможностью России воплотить все свои амбиции в жизнь. Но в то же время Дальний Восток – это экономическая черная дыра, замкнутый круг из неразрешимых проблем", – отметил политолог Артур Аваков.
Политолог Артур Аваков специально для редакции "Коррупции.NET" рассказал о проблемах и будущем Дальнего Востока.
Курс на Дальний Восток
Аваков согласен, что Путин правильно определил главные болевые точки региона, правда, добавил, что президент забыл упомянуть о продолжающемся оттоке населения в европейскую часть России.
"Проблемы Дальнего Востока с дорогами и хронической нехваткой средств на все другие проекты в регионе активно обсуждаются на самом высоком уровне как минимум около пяти лет. За это время, кажется, уже все россияне выучили наизусть, что погода на Дальнем Востоке плохая, людей там живет все меньше, дорог нет, а те, что остались, – разрушаются", – заявил эксперт.
По словам Авакова, еще в 2012-2013 годах могло показаться, что вот-вот начнется форсированное развитие региона. Крест на этих надеждах сначала поставило наводнение лета 2013 года, затем глубокий экономический кризис, анонсированный в конце того же года, а затем уже в текущем году – воссоединение с Крымом и война санкций, которые фактически оттянули все бюджетные резервы на развитие нового региона и уничтожили хоть какой-то инвестиционный климат в стране.
Аналитик обратил внимание на то, что в ходе заседания президент в первую очередь заговорил о модернизации БАМа и Транссиба.
"Правильно сказал, но на какие деньги? РЖД не спешит вывозить эти проекты за свой счет, на иностранные инвестиции или ГЧП, о котором в России многие говорят, но с которым мало кто сталкивался, надежды тоже нет. Считается, что Транссиб и БАМ начнут приносить прибыль уже через 20 лет, после своей модернизации. Ни в России, ни в мире нет людей, которые сейчас будут готовы предсказать ситуацию, которая сложится на Дальнем Востоке через 20 лет, поэтому и денег в расширение магистралей никто вкладывать не хочет. Есть план по вливанию в модернизацию транспортных магистралей средств из ФНБ, но уже при обсуждении такой возможности между Минвостокразвития и РЖД возник спор о том, кому эти деньги нужнее. Ведомствам катастрофически не хватает средств. С одной стороны, нужны деньги на дорогу, а с другой – нужно развивать производство, ведь по дорогам нужно вывозить произведенные в регионе товары, которых сейчас очень мало. Не будет товаров, и дорога не окупится, но не будет дороги, и производство не разовьется", – уверен эксперт.
Инвестиции в надежду
Как рассказал политолог, вторым пунктом Путин заговорил как раз об инвестициях, но от кого мы можем их ожидать в условиях санкционной войны?
"По понятным причинам рассчитывать на страны Запада нам теперь не приходятся, а страны АТР рассматривают Россию исключительно как свой потенциальный энергетический придаток. То есть они готовы заключать с нами, например, газовые контракты, как это сделал Китай, но они не будут помогать нам восстанавливать регион, так как после этого мы неминуемо перестанем быть тем, что им необходимо. Эту ситуацию можно переломить, начав строить хотя бы обрабатывающую промышленность, Путин снова прав. Однако на это нужны деньги, которые на данный момент неоткуда взять, и люди, которые должны будут там работать, но пока не хотят там даже жить", – полагает Аваков.
Он добавил, что в этом контексте особенно интересно звучат слова Путина о "лучших практиках стран АТР": "Возможно, эта фраза хорошо звучит, вот только за ней скрывается рабский труд миллионов людей, часть из которых еще не достигла своего совершеннолетия. В азиатских странах, например, является нормой маленький отпуск и еще меньшие пенсии, а также замена личной жизни на корпоративную. Во многом именно за счет этого им удалось совершить свои экономические чудеса, вопрос лишь в том, готовы ли мы усесться в галеры без права на освобождение. Как говорят, наш президент уже гребет последние четырнадцать лет".
Путин раскритиковал Фонд развития Дальнего Востока
Между тем Аваков отмечает, что за годы попыток начать развитие Дальнего Востока кое-что все же удалось сделать. В частности, были созданы Фонд и Министерство развития Дальнего Востока.
По мнению эксперта, раньше, когда люди задавались вопросом, кто виноват в бедах этого региона, на ум приходили всякие неприятные ответы вроде олигархов, воров во власти и так далее. Теперь же ответ очевиден: виноваты профильные ведомства, причем не те, которые отвечают за всю страну, что тоже было бы неприятно, а те, которые специально были созданы для Дальнего Востока.
"Вот и теперь, говоря о проблемах региона, президент раскритиковал Фонд развития Дальнего Востока. Якобы для него были созданы все условия, в том числе выделили деньги, но воз и ныне там. Неужели он думает, что выделенные Фонду 15 миллиардов рублей будут достаточны для того, чтобы профинансировать развитие Дальнего Востока? Для сравнения, каждый год подготовки Олимпиады в Сочи обходился дороже. Причем к этому нужно добавить также и то, что Фонд не мог распоряжаться выделенными ему средствами самостоятельно, в каждом своем шаге он должен был сверяться с Минфином. Основная задача министерства финансов в любой стране мира – экономия средств, и Россия не оказалось исключением. Что бы Фонд ни предлагал, Минфин всегда отвечал, что "эти траты нерациональны". Естественно, Минфин же знает, что отдачу от проектов на Дальнем Востоке стоит ждать только через 20 лет, и еще он знает, что никто даже не догадывается, что будет к этому времени со страной. Это не говоря уже о том, что 15 миллиардов рублей хватило бы в лучшем случае на 1-2 дальневосточных проекта", – пояснил Аваков.
Тем не менее, кто в России отвечает за инвестиции в Дальний Восток? Фонд развития Дальнего Востока. А кто виноват, что дальневосточные проекты не получают инвестиций? Фонд развития Дальнего Востока.
Политолог говорит, что та же самая ситуация сложилась с министерством развития Дальнего Востока сразу после наводнения. "Виктор Ишаев, видите ли, не справился с грузом ответственности полпреда и министра региона, поэтому лишился обеих должностей, а вместе с ним слетела и вся его команда. Правда, его преемники за прошедший год пока ничем не удивили, денег как не было, так и нет. Тем временем с каждым годом инфраструктура региона все больше разрушается, а значит, все меньше людей верят в то, что через 20 лет или больше они получат какую-то отдачу от своих вложений", – рассказал специалист.
Аваков подвел итог: Дальнему Востоку нужны огромные суммы, которые есть в стране, но которые боятся вкладывать в его развитие. Вот в этом заключается проблема. Властям проще вложиться в Сочи, так как это праздник, проще шуметь в Крыму, так как это патриотично, но очень рискованно вкладываться в Дальний Восток, так как отдачу получат уже не они, а их сменщики.