Эмбарго для Сибири: обратная сторона медали
Барнаул, 26 августа. – Атмосфера. Запрет на ввоз продуктов питания из стран Евросоюза, США, Канады, Австралии и Нидерландов, который Россия ввела в ответ на экономические санкции Запада, власти поспешили подать как манну небесную. Уникальный шанс для местных производителей, способ вывести пищевую промышленность России на новый уровень – так эта ситуация была обозначена официальными лицами. Об этом пишет портал "Сибинфо".
Перспективы отменяются?
Однако на деле все, как это традиционно водится, оказывается не так радужно. Безусловно, освобождение российского рынка от большей части импортной продукции открывает весьма обширные перспективы для собственных производителей, но иметь перспективы и суметь ими воспользоваться – совершенно разные понятия.
Сибирскому федеральному округу, можно сказать, повезло с его удаленностью от Европы. Везти сюда продукты из западных стран не всегда выгодно в силу транспортных затрат, благодаря чему доля их продукции на рынке оказалась не такой уж и большой. В большинстве субъектов она составила от трех до пяти процентов.
Казалось бы, компенсировать такую небольшую долю должно быть несложно, но действия властей многих сибирских регионов больше напомнили мобилизацию при ЧС, чем попытки воспользоваться "уникальным шансом". Образовавшуюся же экономическую ситуацию вполне можно охарактеризовать как предкризисную.
Региональный ажиотаж
Например, правительство Омской области, заверив, что основными продуктами регион обеспечен, все же начало лихорадочно искать новых поставщиков. Особенно это коснулось яблок – польские поставки (которые, кстати, были запрещены еще до общего эмбарго), как оказалось, занимали на рынке региона наиболее весомую часть. Европейские яблоки собираются заменить фруктами из центральной России, однако пока канал будет налажен, омичи, вполне вероятно, прочувствуют их нехватку в полной мере.
В Новосибирской области, где доля импортных продуктов составила немногим менее трех процентов, временно исполняющий обязанности губернатора Владимир Городецкий поручил вплотную заняться развитием аграрного сектора. Если проблем с зерном у региона нет, то над обеспеченностью овощами придется поработать. Глава субъекта подчеркнул, что такие производства нужно стимулировать и поддерживать, в том числе используя нестандартные решения.
Руководство другого региона – Республики Бурятия, несмотря на заверения в том, что от решения федерального правительства граждане не пострадают, все же признало, что пока уровень развития сельхозпроизводства в субъекте недостаточен для того, чтобы не нуждаться в импорте. Глава республики Вячеслав Наговицын заверил, что все необходимые для этого ресурсы есть, осталось только создать современные производственные мощности, которые позволят выпускать конкурентоспособную продукцию.
Впрочем, до реализации этого плана еще далеко – правительство только-только делает первый шаг для выхода на внешний рынок, а именно анализирует рынок в поисках ниш, где регион может проявить конкурентоспособность. Уже на основании этой информации будут приниматься решения, в какие направления вкладывать силы и средства.
Развивать АПК ударными темпами намерены и в Красноярском крае. В самом большом регионе СФО в течение многих лет аграриям уделялось незаслуженно мало внимания, в то время как "на передовой" была промышленность. Теперь же региону в срочном порядке придется наверстывать упущенное. Властям стоит отдать должное – работу начали буквально "по всем фронтам". Временно исполняющий обязанности губернатора Красноярского края Виктор Толоконский уже подписал специальное распоряжение о дополнительных мерах стимулирования производства сельхозпродукции. Также разрабатывается новая версия закона о поддержке сельхозтоваропроизводителей.
Ведется работа и над тем, чтобы местная продукция доходила до населения, – в сентябре стартуют регулярные уличные торговые ярмарки в городах и районных центрах.
Представителям крестьянских и фермерских хозяйств, садоводам и огородникам торговые места будут предоставляться бесплатно. Планируется принятие и других мер для обеспечения доступности и качества продовольственных товаров, а также сдерживания роста цен. Кстати, в регионе начались тотальные проверки целевого использования земель сельскохозяйственного назначения. В нынешней ситуации ни один регион не может позволить себе простаивание полей.
Еще больше работы предстоит Забайкальскому краю. Здесь ситуация усугубляется тем, что многие сельхозпроизводители накопили весьма ощутимые долги, которые не могут погасить самостоятельно в силу недостаточной доходности хозяйств, а бюджетных субсидий, за счет которых эту доходность можно повысить (например, купив новую современную технику), на всех не хватает.
Глава региона Константин Ильковский уже предупредил, что принципы распределения поддержки со стороны региона изменятся – отдачу должен приносить каждый вложенный рубль. Поэтому получать деньги будут именно те, кто способен на них заработать. В этом регионе российское эмбарго стало индикатором, который покажет, способен ли край себя прокормить. Интересно, что, по мнению краевого министра сельского хозяйства Виктора Якимова, Забайкалье потенциально способно обеспечить собственные потребности на 100%. Но для этого в первую очередь необходима налаженная цепочка "производитель – поставщик – потребитель", которой в настоящее время нет.
Какие бы меры ни намерены были предпринять регионы в связи с введением продуктового эмбарго, им определенно следует с этим поторопиться. Сам срок запрета – год, однако отменить для ряда стран его могут и раньше, если они откажутся от введенных в отношении России санкций. Впрочем, даже если этого не произойдет, сибирским потребителям вряд ли понравится на слишком уж длительный период оставаться без привычного продуктового разнообразия. В конце концов, это может сильно снизить одобрение гражданами действий региональных и федеральных властей.