"Чиновничьи" дни на Алтае – как Шукшинский кинофестиваль превратился в светское мероприятие
Барнаул, 15 авг. – Атмосфера, Вячеслав Кондаков. 26 июля на Алтае в Сростках торжественно закрылся XVI Всероссийский Шукшинский кинофестиваль. Министерство культуры России в рамках федеральной целевой программы "Культура России" в ближайшее время может принять решение об увеличении финансирования главного культурного события Алтайского края. В Минкульте обещают, что денег будет достаточно, чтобы позвать на Алтай звезд первой величины, причем даже из-за рубежа. Только вот изменится ли от этого подход к фестивалю краевых властей и самих зрителей?
Безоблачное будущее
Идея увеличить финансирование фестиваля на Алтае принадлежит главе Совета Федерации Валентине Матвиенко, которая с подачи регионального парламента пригрозила пальчиком министру культуры Владимиру Мединскому за скупую помощь в организации кинофорума. Министр лишь покачал головой и заявил, что деньги будут… Но конкретная цифра так и не прозвучала.
Пристальное внимание к "Шукшинским дням на Алтае" уделяется на фоне всеобщего фестивального кризиса в России. На грани закрытия фестиваль "Зеркало" имени Андрея Тарковского в городе Иваново, "Золотой Витязь" в Омске и "Завтра" в Москве. Там организаторы еле сводят концы с концами, направляя письма в министерство с просьбой о помощи. А тут далекий Алтай с полупустыми залами на показах, практически полным отсутствием громких премьер и звезд первой величины. Понятное дело, что перераспределять деньги и без того небогатого министерства ради такого фестиваля Мединскому вряд ли хотелось.
Сростки, конечно, далеко не Канны и не Венеция. Несмотря на то, что Шукшинский кинофестиваль – главная витрина Алтайского края и лишний повод поговорить о регионе на всероссийском уровне, его бюджет уже несколько лет держится на уровне всего 500 тысяч рублей. Для сравнения, в Омске Артем Михалков выбил у Минкульта на фестиваль молодежного кино "В движении" сразу 19 миллионов рублей.
Кино здесь не место
С одной стороны, на фестиваль 2014 года приехали Сергей Гармаш, Сергей Безруков, Нина Усатова, а гору Пикет в Сростках на церемонии закрытия посетили рекордные 12 тысяч человек. С другой, на торжественное открытие конкурсной программы документального и студенческого кино в Барнауле едва собрали двадцать человек. Причем на мировую премьеру сюиты "Мастер", проходившую параллельно в краевом театре драмы, билеты были раскуплены еще за две недели. Женщины бальзаковского возраста, видимо, настолько сильно хотели увидеть живого Гармаша, что забыли даже телефон выключить. А одна из них и вовсе умудрилась вынести народному артисту России цветы, запечатанные в бумагу. Неловко, впрочем, от этого стало только самому Гармашу. Понятное дело – культурная столица юго-запада Сибири.
Полупустые залы на фильмах конкурсной программы вызваны общей "инфантильностью" барнаульского кинозрителя, привыкшего смотреть кино, скачивая его из Интернета или смотря в обнимку с попкорном в современном мультиплексе.
Василий Шукшин для Алтая – наше все, и лишний повод поговорить о его величии, конечно, не помешает. Современный китайский кинематограф – и тот появился благодаря нашему земляку. Вместо этого из Шукшинского кинофестиваля упорно делают светское мероприятие, на котором кино – дело …адцатое. Главное сейчас – привезти на Алтай на бюджетные средства как можно больше знаменитостей, а это лишний повод врио губернатора Александра Карлина заявить о величии края. Глава региона устраивает задушевные посиделки в телевизионной программе с Ниной Усатовой, забыв элементарно представить зрителям великую актрису. На церемонии открытия фестиваля, например, даже букет, который одиноко стоял на сцене для уважаемых артистов, и тот гордо носил имя "цветы от губернатора Алтайского края". На горе Пикет в Сростках Карлин и вовсе узурпировал главную сцену, в одиночку открыв и закрыв фестиваль, что вызвало у зрителей, мягко говоря, недопонимание. Приехали-то посмотреть на артистов.
Низкий уровень
Говорить, что кино на Шукшинском кинофестивале вообще не имеет значения, тоже нельзя: за долгие 16 лет на Алтае в конкурсной программе были показаны работы таких именитых режиссеров, как Андрей Звягинцев, Сергей Лозница, Алексей Попогребский и Николай Лебедев. И то только через несколько лет после их мировой премьеры. К тому же остросоциальные фильмы этих режиссеров никак не ассоциируются с творчеством самого Василия Шукшина, всем сердцем любившего русскую деревню и ее жителей.
В этом году к нам мог приехать триумфатор "Кинотавра" Александр Котт с немой картиной "Испытание". Оказалось, что у организаторов фестиваля в крае нет даже цифрового оборудования, позволяющего показать эту картину на большом экране. В итоге по этой же причине в Барнауле была сорвана всероссийская премьера фильма "Поддубный".
По словам директора "Алтайкиноцентра" Владимира Семенова, который является главным отборщиком конкурсной программы, он уже много лет выпрашивает у руководства края и Министерства культуры деньги, чтобы исправить эту ситуацию.
"Мы сколько лет перед министерством и краевыми властями делали "ку" (обращение, почтение из фильма "Кид-дза-даз". Прим. ред.), а в ответ получали все те же 500 тысяч рублей, на которые мы не могли ничего сделать. Говорили, что юбилейный год Василия Шукшина, что много звезд к нам приедут. Просили хотя бы два миллиона. Отвечают: "Нет!". У нас нет денег, чтобы элементарно купить аппаратуру и устраивать премьерные показы. На кинопленке эти фильмы не выходят, а цифрового оборудования нет. Приходится демонстрировать фильм трехлетней давности", – рассказал газете ИА "Атмосфера" Владимир Семенов.
Решение Министерства культуры о предоставлении Алтайскому краю дополнительного финансирования на Шукшинский кинофестиваль будет принято в ближайшее время. Руководство самого кинофорума уверено, что это кардинально не изменит ситуацию. Денег все равно не будет хватать. Да и зрители вряд ли рванут смотреть картины неизвестных режиссеров, которые уже давно можно легально скачать в Интернете.
Мечтать, что в ближайшие годы в Барнаул приедут Стивен Спилберг и Брэд Питт, конечно, можно. Главное – успеть их представить зрителям, пока один дяденька не выйдет на сцену и не переключит все внимание на себя.