Борис Шмелев: Порошенко столкнется с жестким сопротивлением радикальных уличных структур
Барнаул, 26 мая. – Атмосфера. Выборы президента Украины прошли 25 мая. Как и ожидали эксперты, лидирует на них Петр Порошенко. О том, какая перспектива ждет Россию в отношениях с братским государством, если главой Украины станет Порошенко, корреспондент "Коррупции.NET" поговорил с первым проректором Международной высшей школы, руководителем Центра политических исследований Борисом Шмелевым.
– Борис Александрович, какие взгляды Порошенко об отношениях с Россией вы разделяете?
– Порошенко высказывался о нормализации украинско-российских отношений. Он заинтересован в поиске пути для налаживания сотрудничества, для преодоления сложившейся напряженности между двумя странами. Это можно только приветствовать. Это хорошее заявление. Он также говорил, что видит Украину нейтральной страной, не входящей в НАТО. Это тоже можно одобрять. Вместе с тем Порошенко сказал, что его задача заключается в том, чтобы навести порядок на востоке Украины.
– Что определит отношения между Россией и Украиной, если Порошенко станет президентом?
– Расхождения между Россией и Украиной по ряду вопросов, касающихся урегулирования Украинского кризиса, принципиальны. Наши отношения сформируются в зависимости от того, как поведет себя президент и новая элита, которая сложится вокруг него, в отношении сотрудничества с Юго-Востоком Украины. Пока его заявления жесткие. Пока он говорит о том, что, как будущий главнокомандующий, он обязан обеспечить целостность страны – это естественно. Он готов это сделать с помощью силы. Однако если Петр Порошенко продолжит боевые действия на востоке Украины, если он продолжит эту так называемую антитеррористическую акцию против Луганской и Донецкой областей, отношения между двумя нашими странами не сложатся. Они будут очень напряженными.
Все будет зависеть от того, что предпримет новая власть в отношении Юго-Востока Украины. Пойдет ли она на переговоры с лидерами двух областей? Захочет ли вести диалог с теми лидерами, которые выдвинулись в последние пару месяцев? Или же Порошенко продолжит линию на проведение силовой политики? Это центральный момент наших взаимоотношений. Владимир Владимирович Путин в одном из своих интервью обмолвился, что Россия способствовала встречам и переговорам между новыми лидерами Юго-Востока Украины и киевских властей. Насколько мне известно, между Порошенко и лидерами Донецка и Луганска имеются какие-то контакты. Но сможет ли Киев с ними договориться и зафиксировать эту договоренность в юридически обязывающей форме? Все это будет определять российско-украинские отношения.
– С другой стороны, не решена газовая проблема….
– Политика новых киевских властей в плане транзита российского газа через территорию Украины – тоже момент, определяющий дальнейшие российско-украинские отношения. Украина должна быть готова расплатиться с долгами и создать благоприятные условия для транзита газа. Море проблем связано в том числе и с определением цены на поставку газа. Как себя поведет новая власть? Сможет она проявить определенную гибкость, пойти навстречу России, удовлетворить ее оправданные требования и получить соответствующие ответные шаги со стороны Москвы, или она будет проводить ту же политику, которую ранее проводило украинское правительство?
– Как думаете, по Крыму Порошенко какие-то действия предпримет?
– Он заявил о том, что не признает включение Крыма в состав РФ. Это вполне естественно. Он будет добиваться восстановления контроля Украины над Крымом. Время покажет, как он себя поведет в этом вопросе. Понятно, что для России это тоже очень чувствительный момент.
– По-вашему, что должен сделать в первую очередь новый президент Украины?
– Думаю, разоружить все части в Киеве, да и по всей стране. Кроме того, поставить под контроль "Правый сектор", распустить киевский майдан. Проблема в том, что там появились структуры, которые давят на власть. Тот же Турчинов (и.о. президента Украины Александр Турчинов – Прим. ред.) и тот же Яценюк (на данный момент премьер-министр Украины Арсений Яценюк – Прим. ред.) должны были с ними считаться. Это майдан, улица. Сможет ли Петр Порошенко выйти из-под контроля улицы – радикальных организаций, которые навязывали власти свои решения? Или же он должен будет с ними считаться, а еще хуже – пойти у них на поводу? Если Порошенко будет по-прежнему действовать под влиянием этих радикальных структур, отношения между Россией и Украиной будут находиться в напряженном состоянии.
– И это тоже повлияет на отношения с Россией…
– Совершенно верно. Если он попытается выйти из-под контроля майдана и проводить государственную политику исходя из интересов государства, стратегических интересов национальной безопасности, это создаст новую атмосферу, новый климат для взаимоотношений. Но такое сделать ему будет сложно, потому что он столкнется с жестким сопротивлением названных выше структур. Может дойти и до прямых вооруженных столкновений. Иными словами, первые заявления Петра Порошенко можно в целом оценить позитивно, но и рассматривать их как благоприятную предпосылку для стабилизации российско-украинских отношений пока не стоит. Здесь слишком много подводных камней.
– Как новому президенту найти выход из кризиса на Украине?
– Хочу напомнить, что Порошенко, кстати, высказал вполне здравую мысль о том, что без сотрудничества с Россией Украина внутренний кризис решить не может. Это совершенно правильно. Она должна садиться за стол переговоров с РФ и искать развязку проблем. Кроме того, нравится ей это или нет, все-таки для решения кризиса украинской власти нужно будет пойти по пути федерализации страны. Без этого выход из кризиса трудно будет найти. Ни Луганск, ни Донецк на меньшее не согласятся. Можно попытаться заставить их использовать этот вариант и не идти по пути создания независимого государства и выхода из украинского суверенитета. Это был бы компромиссный вариант для Киева.
– Что еще повлияет на политику Порошенко?
– Многое будет зависеть от досрочных парламентских выборов. Нынешний парламент не обладает мандатом для выражения общенациональных интересов. Он не отражает ту политическую реальность, которая сложилась на Украине, поэтому выборы просто необходимы. То, какие люди придут в этот парламент, определит ситуацию в стране и политику самого Порошенко.
Эта неопределенность ситуации во многом связана и с политикой Запада. Вашингтон уже заявил о том, что он признает выборы состоявшимися и легитимными. США готовы поддерживать нового президента. Они будут во многом, соответственно, и определять его политику. Так что решение украинского кризиса будет зависеть и от стремлений Вашингтона. Но будет ли он дальше поддерживать хаос или найдет в себе силы для того, чтобы проводить политику урегулирования и стабилизации внутри Украины?
– Почему народ выбрал именно Порошенко?
– Сейчас по ТВ показывают интервью с украинскими гражданами. Им задается этот вопрос. Они разумно отвечают, что выбирали меньшее из зол. Порошенко – это, конечно, не совсем то, что хотелось бы видеть украинскому народу, но из того, что есть, это наилучший вариант. Из всех предложенных украинскому избирателю нет ни одной фигуры, которая однозначно устраивала бы всю страну, отвечала бы вкусам и пристрастиям народа.
– Как можете оценить остальных кандидатов?
– Тимошенко свой авторитет уже растеряла. Это политик вчерашнего дня. Она уже была у власти. Люди помнят, что Украина имела от ее председательствования на посту премьер-министра. Страна видела, как вели себя представители партии "Батькивщина" во время кризиса. Тимошенко отличается жесткостью и беспринципностью. Она людей только отпугивает. Ужасает достаточно большое количество голосов, которые, судя по первым данным, набрал Олег Ляшко – чуть меньше Тимошенко. Это радикальный политик, настроенный националистически. Все-таки из этого можно сделать вывод, что на Украине очень сильны националистические настроения. Это будет определять политическую атмосферу в стране и влиять на решения президента. Отмахнуться от националистической истерии, которая сейчас пронизывает всю Украину и которая имеет ярко выраженный антироссийский характер, будет крайне сложно.