Рецензия на asfera.info. Человек человеку Блок
Барнаул, 25 мар. – Атмосфера, Вячеслав Кондаков. Краевой театр драмы в последнее время уходит от больших и масштабных постановок, уделяя больше внимания экспериментальным камерным спектаклям. Так, в начале года зрителям показали "Эти свободные бабочки" по Леонарду Гершу, а совсем недавно в театре состоялась премьера спектакля "Пленные духи" по известной пьесе современных драматургов братьев Пресняковых.
Сюжет – "как бы" фрагмент из биографии двух великих российских поэтов-символистов. Прекрасная Незнакомка, которая была музой Александра Блока, обольстила Андрея Белого и Валерия Брюсова. Белый приезжает к Блоку в Шахматово, где тот живет со своей мамой, и требует показать ему Прекрасную Незнакомку. Впрочем, никакой дамы у Блока нет, ведь в сумерках по саду в белом платье бегал слуга поэта Сенька. Чтобы Белый ничего не заподозрил, мама Блока просит дочку Дмитрия Ивановича Менделеева – Любу, представиться возлюбленной Александра. Белый быстро раскрывает обман…
Как говорил известный герой сериала "Твин Пикс", совы не те, кем кажутся. Так и краевой театр драмы в последнее время своими постановками все больше напоминает хрустальную сову, которую после удачной игры получает магистр игры "Что? Где? Когда?" С виду сова вроде красивая, но не живая. "Пленные духи" – первый за долгое время (наряду с "Тремя сестрами") действительно большой творческий успех коллектива главного театра Алтайского края.
"Пленные духи" вовсе не спектакль-фарс, каким он может показаться в начале. Даже молодой режиссер Алексей Логачев, только приступая к постановке несколько месяцев назад, говорил, что не собирается ставить комедию. Логачев для Барнаула фигура новая и, судя по всему, с огромным творческим потенциалом.
Произведение современных классиков Пресняковых в версии Логачева рассчитано на разнообразную аудиторию, даже для школьников и студентов, плохо знакомых с биографиями двух известных поэтов серебряного века. Конечно, прямого отношения к историческим персонажам герои пьесы не имеют. Андрей Белый (Сергей Стасюк) скачет по сцене, притворяясь кентавром. На изумрудном газоне его встречает нервический Александр Блок. Кажется, таким поэта, как его изобразил в спектакле Иван Дорохов, зрители никогда не видели. Герои пьесы попадают в комические обстоятельства, в которых любовный треугольник Блок-Менделеева-Белый выглядит настолько анекдотичным, что зрительный зал не отпускает смех. Великий российский химик Дмитрий Менделеев в свободное время шьет кожаные сумки, которые продает светским дамам по всей России да попивает главное своем изобретение – водку. Тут нарциссизм, присущий многим героям Николая Мирошниченко, как никогда к месту.
Герои пьесы – настоящие идиоты, лузеры, неудачники. И они обречены в этом своем несчастье. "Пленные духи" в версии Логачева никакая не комедия, а лишь пародия на нее. Как и слуга поэта Сенька в женском платье, это лишь подмена настоящих образов Прекрасной Незнакомки. Настоящая трагедия русского символизма – в желании во всем искать источник собственного вдохновения. Блок и Белый в интерпретации режиссера пусть и не похожи друг на друга (тем более в творчестве), но едины в своем одиночестве. Ментальная идентичность двух поэтов. Блок видит на дуэли в Белом, как в зеркале, свое собственное отражение. В нем – настоящий художник, обреченный жить наедине со своим талантом. Только во сне или стихах можно представить себя машинистом или кем-нибудь другим.
В каламбуре Пресняковых за скобками остается дружба и последующая ссора двух поэтов, любовный треугольник и уход Любови Менделеевой к Белому. В конце спектакля по версии режиссера герои перестают жить в вымышленных иллюзиях. На место всем условностям приходит настоящая жизнь, в которой нет места романтическому пафосу. И казавшаяся комедия на деле оказывается горькой правдой жизни. Безусловно, в руках Логачева сова становится живой.