Алтайские инвалиды ждут федеральных денег, чтобы увидеть настоящую доступную среду
Создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями в России – процесс длительный, дорогостоящий и часто трудно реализуемый. И причина не только в том, что дело это (особенно, когда "отключают" сострадание и ответственность) может быть весьма прибыльным, а потому находятся желающие погреть руки, но и потому, что сама по себе среда как-то пока не располагает к безбарьерности. Насколько успешно справляются с адаптацией своих инвалидов регионы, в том числе и наш Алтайский край, ИА "Атмосфера" рассказали специалисты Министерства труда и социальной защиты.
Работа эта на уровне, разумеется, федеральном ведется уже с 2011 года. Финал близок – уже к 2016-му в России инвалиды должны почувствовать себя обычными гражданами, которым доступно все необходимое: театры, кино, супермаркеты, аптеки, проезд в любую точку города и страны, медицинская и социальная помощь.
Алтайский край в первую пилотную тройку, к сожалению, не попал.
"На первом этапе реализации программы, в период 2011-2012 годов, был реализован пилотный проект по формированию доступной среды для инвалидов в Республике Татарстан, Саратовской и Тверской областях", – сообщили в министерстве.
На Алтае нечто подобное, только краевого уровня, запустили в 2012 году. Заявок было сделано много: и транспорт городской для колясочников адаптировать, и все вокзалы и аэропорты приспособить, установив специальные указатели со световой, звуковой и текстовой информацией. Спецкассы опять же, пандусы, тактильные и контрастные пешеходные переходы. На это, кстати, сам Александр Богданович еще в ноябре 2011 года намекал. А что на деле? Один троллейбус, точно. Один за два года. Ни спецпандусов, ни безопасных переходов, ни говорящих и показывающих указателей, ни аншлагов на Брайле. А программа тем временем рассчитана до 2015 года. Неужто успеем?
В этом году "Доступная среда" федерального масштаба придет еще в 68 регионов. Придет и "приведет" за собой четыре миллиарда бюджетных рублей (что-то около 59 миллионов на каждый субъект). Тем временем в Минтруде уже думают дальше порога магазинов и аптек, готовятся в ближайшее время обучить русскому жестовому языку всех соцработников, инвалидов трудоустроить на специально оборудованные места, деньгами помочь.
Кстати, в Алтайском крае, где разные группы инвалидности на начало 2012 года имело около 9% населения (примерно 216 тысяч человек), за восемь месяцев прошлого года, например, было трудоустроено чуть меньше 150 людей с ограниченными возможностями, то есть менее семи сотых процента.
Что действительно важно, так это то, что в планах на будущий год у Минтруда создание уникальной базы данных – федерального реестра инвалидов, где будут учитываться потребности инвалидов и прогнозироваться финансирование обеспечения этой группы людей всем необходимым. Это хорошо, ведь у социальных работников появится реальная возможность в режиме реального времени отслеживать необходимость в технических средствах реабилитации своих подопечных.
Более четкие обязанности и полномочия появятся и у местных властей, которым придется следить за соблюдением всех мер, способных уравнять инвалидов в правах и возможностях с их здоровыми соседями.
Важно! Впервые помимо уже привычной группы в обиход вводится новое понятие – форма инвалидности, которая будет учитываться при предоставлении услуг. Этот момент даже прописан в отдельном законопроекте. Такая градация предусматривает ситуационную помощь в зависимости от формы инвалидности и специфики отрасли, в которой человек получает от государства помощь.
Насколько удачно будет реализовываться весь "букет" инициатив, оценить можно будет только ближе к 2016 году. Хотелось бы, конечно, чтобы и наш регион стал участником федеральной программы, глядишь, и обещанные местными властями пандусы и троллейбусы появятся.