Рецензия на asfera.info. Какьие вьящи даказяйтельстьва?
Вышел в прокат шпионский боевик "Джек Райан: Теория хаоса" якобы по мотивам книжек Тома Клэнси, который напоминает фильмы о холодной войне.
После терактов 11 сентября 2001 года американский аспирант Джек Райан бросает учебу в Лондонской школе экономики и записывается в морскую пехоту. После ранения в Афганистане Райана вербует ЦРУ в качестве экономического аналитика на Уолл-стрит. Десять лет спустя после Афгана Джек обнаруживает неточности в экономических счетах российского олигарха Виктора Черевина, которые могут намекать на подготовку к финансовой войне. Неопытного оперативного работника Райана отправляют в Москву для выяснения всех подробностей денежных махинаций.
Казалось, после фильма Уолтера Хила "Красная жара" так откровенно плохо про Россию не снимал никто. Могущественная страна, нефтяные запасы которой достаточны для того, чтобы купить весь мир, бросила вызов демократичной Америке. Договориться с безумными русскими, живущими по принципу "балалайка, водка и матрешка", агентам ЦРУ не под силу. Отсюда и много глупостей в сюжете, которые простой западный зритель проглотил как некую условность. В конце концов, ну может Кремль дать задание русскому олигарху (сами решайте – Березовскому или Абрамовичу) уничтожить экономику этих зазнавшихся янки. Но делать это так глупо и откровенно… Поэтому новый фильм известного британского театрального режиссера получился неинтересным и скучным.
Книги Тома Клэнси, которого американские патриоты считают Ле Карре или Флемингом, хоть и были написаны в эпоху холодной войны, но в них всегда был намек на здравый смысл. Главный герой, умный аналитик ЦРУ Джек Райан, к десятой книге стал президентом США, а к двадцатой в третьей мировой войне уничтожил Россию и Китай. Канонический Харрисон Форд в "Играх патриота" и "Прямой и явной угрозе" боролся не с внешней угрозой, а с внутренней бюрократией и терроризмом. Новый Джек Райан в исполнении Капитана Кирка, кажется, навсегда похоронил этого героя.
"Теория хаоса" – динамичный и напряженный фильм, если смотреть его без звука. Несмотря на то, что британский режиссер и актер Кэнет Брэна, ставящий в королевском театре "Гамлета" и "Короля Лира", прекрасно играет главного злодея, все остальное в фильме вызывает скорее грустную улыбку. Все шаблоны, существующие у них о нас, собраны из бородатых анекдотов: православные богачи, которые пьют водку и ведут разговоры о Лермонтове и Толстом. Условный фильм-подделка действует обратным образом. В какой-то момент понимаешь, что это всего лишь издевательство над собой. Просто Брэна перепутал и снял свою версию "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди". Только сделал это, как ему и полагается, с шекспировским масштабом.
Вячеслав Кондаков