Пожужжали. Алтайские пчеловоды и фермеры обсудили, как решить пятилетний конфликт
Проблема гибели пчел при обработке полей в Алтайском крае стала причиной заключения соглашения о сотрудничестве между Союзом крестьянских (фермерских) формирований и региональным Координационным советом по развитию пчеловодства. Как пришли к такому шагу – в материале "Атмосферы".
"Это не панацея"
4 апреля в Барнауле заключили соглашение, которое призвано наладить диалог между аграриями и пчеловодами для поиска взаимовыгодных решений. Свои подписи под документом поставили представители Союза крестьянских (фермерских) формирований и Координационного совета по развитию пчеловодства.
Как отметила председатель ассоциации пчеловодства Маргарита Прохорова, соглашение – это первый шаг к обеспечению безопасности пчеловодства и сохранению высоких урожаев.
"Сказать, что это панацея, которая решит все проблемы, нет. Но все начинается с первого шага. Мы обсудили, что пчеловодам важна безопасность деятельности, аграриям — получать высокий урожай. В этих интересах нам важно находить общий язык", — отметила председатель регионального Координационного совета по развитию пчеловодства Маргарита Прохорова.
Обсуждению конкретных мер по предотвращению гибели пчел предшествовала панельная дискуссия на тему "Баланс интересов растениеводов и пчеловодов: миф или реальность?", организованная при поддержке радиостанции "Business FM Барнаул".
"Применялись инсектициды"
В Алтайском крае о конфликте растениеводов и пчеловодов публично заговорили еще в 2019 году. Тогда мор пчел зафиксировали сразу в нескольких районах региона. Установили, что причиной массовой гибели насекомых стал инсектицид фипронил – это химикат, который применяют для защиты растений, однако для пчел он смертельно опасен.
В 2024 году сотрудники регионального Россельхознадзора получили 25 обращений о фактах гибели пчел на пасеках, которые расположены вблизи обработанных пестицидами полей.
Заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Владимир Овсянников отметил, что чаще всего гибель пчел фиксируют в Усть-Пристанском, Целинном, Советском и Кытмановском районах. Основные причины таких последствий: отсутствие информации об обработках в ФГИС "Сатурн" и применение пестицидов с нарушением регламента.
"Выявлено, что применялись инсектициды, которые не допущены к применению на пчелоопыляемых культурах. В большей части они допущены к применению на злаковых. С одной стороны, объяснение есть: такие химикаты действовали сильнее на насекомых, поэтому фермеры и старались применить более мощные препараты, чтобы сразу искоренить эту проблему", – предположил Владимир Овсянников.
"Ничего не обязаны"
Зачастую противостояния аграриев и пчеловодов доходят до судебных разбирательств. Личным примером столкновения с пчеловодами поделился руководитель ООО "Чумышское" Александр Капелькин. Он уже десять лет занимается производством рапса, и знает, что в большинстве случаев пчелы гибнут из-за обработки полей фипронилом.
"Принципиально фипронил никогда не применяем, тем самым умышленно идем на риск сокращения урожайности. Работаем исключительно лямбда-цигалотрином для отпугивания пчел. Делаем все, чтобы пчелы ни при каких обстоятельствах не пострадали. Но это не уберегло нас от судебных разбирательств с пчеловодами. В суде они искренне давали показания, что не обязаны делать ничего, чтобы их пчелы выжили", – рассказал Капелькин.
Фермер искренне недоумевает: почему всю ответственность даже на законодательном уровне перекладывают на аграриев, а пчеловоды остаются в стороне. По его мнению, это лишь раззадоривает их наживаться с помощью лояльного закона к ним в судах.
Для решения конфликта между фермерами и пчеловодами подключались и законодатели. Так, к примеру, в Госдуме предложили новый законопроект, который обязывает аграриев предупреждать пчеловодов за сутки до обработки полей пестицидами.
"АКЗС положительный отзыв на этот законопроект не давало. Но в том виде, в котором на сегодняшний день этот законопроект рассмотрен, он требует доработки. Хотя бы тот вопрос, что за сутки до проведения химобработки оповестить пчеловодов, у нас эта норма вызывает большое сомнение. Как за сутки можно оповестить своих соседей-пчеловодов? Как выполнить требование оповещения через СМИ за один день? Хотелось бы, чтобы федеральные законодатели этот проект доработали", – отметил заместитель председателя постоянного комитета АКЗС по аграрной политике, природопользованию и экологии Вячеслав Лаптев.
По мнению Лаптева, проблема еще и в том, что большинство пчеловодов не регистрирует свои домашние пасеки. Их, по его словам, даже в хозяйственную книгу не записывают, не говоря уже о сотрудничестве с региональным управлением ветеринарии.
"А как только у них погибают эти незарегистрированные пчелы, они идут в суд и пытаются высудить деньги с фермера. Зачастую те суммы, которые они выигрывают в суде выше, чем их прибыль", – уверен Вячеслав Лаптев.
Решение есть
По мнению и.о. заместителя декана биолого-технологического факультета АГАУ Алексея Попеляева, пчел надо не травить, а использовать для опыления энтомофильных сельхозкультур.
"Без пчел трудно в этом вопросе обойтись. Производители семян обещают снабдить самоопыляемыми культурами, на деле лукавят. Один из руководителей предприятий посеял гречиху самоопыляемую, так столько пчелы было на ней! Но и урожайность была очень и очень хорошая", – объяснил Попеляев.
Руководитель крестьянско-фермерского хозяйства Андрей Квинт занимается и растениеводством, и пчеловодством. По его словам, чтобы пчелы не погибали необходимо использовать биопрепараты. Это дорого, но того стоит.
"Наше хозяйство находится в Усть-Калманском районе. Мы оказываем услуги по опылению. Возим до 800 семей. Одну-две фуры мы каждый год отправляем. Я в этом вижу только взаимовыгодное сотрудничество. Пчеловод в плюсе – заработок от опыления и мед, и фермер тоже в плюсе – хороший урожай", – поделился своим опытом Квинт.
Научный консультант компании "Щелково Агрохим" Мария Горшкова рассказала, что существуют препараты третьего класса опасности, т.е. малоопасные для пчел. Однако она предупреждает: это дорого, и они не абсолютно безвредны.
"Наша промышленность имеет большой спектр биопрепаратов, которые могут заменить жесткие химические препараты. Кроме того, просто необходимо соблюдать требования об оповещении, об информировании друг друга. Пчеловоды должны информировать, где стоят, а растениеводы должны сообщать, что собираются обрабатывать поля", – заключил заместитель министра сельского хозяйства региона Николай Халин.
Справка
По данным Алтайкрайстата, в крае 195,6 тысяч пчелосемей (92,5% в ЛПХ), от которых получают 4898 тонн товарного меда. Реестр пчеловодов включает 7 тысяч пчеловодов. Однако эксперты сообщают, что по факту в регионе 600 тысяч пчелосемей, а численность пчеловодов более 15 тысяч.
Панельная дискуссия была организована Союзом крестьянских формирований Алтайского края, Региональным координационным советом по развитию пчеловодства и радиостанцией "Business FM Барнаул".