Вадим Климов: “Почему в Барнауле нет своего Бэнкси или о чем говорит стрит-арт?”
В мире много исследователей этого художественного явления. Для меня это давно любимая тема.
Проходя осенью 2024 года по Барнаулу, я нашел интересную картинку. Это особенный стрит-арт. В уличном искусстве есть несколько распространенных техник. Все знают, что художники используют аэрозольные баллоны и, в первую очередь, с этим ассоциируется весть стрит-арт. Есть популярная техника трафарета, она появилась давно и если вам любопытно, как зародился стрит-арт, как появился самый известный уличный художник, можно посмотреть фильм “Выход через сувенирную лавку”. Кино дает прекрасное представление о стрит-арте.
Выложив свежую барнаульскую картинку, я получил несколько интересных комментариев. Некоторые читатели высказали сожаление, что в Барнауле нет своего Бэнкси. А зачем нам Бэнкси, когда у нас есть группа официальных художников с навязчивым оптимизмом?
В чем феномен Бэнкси? В актуальности художественного высказывания. Зритель ждет от уличного художника “правды жизни”. Это не обязательно должно быть только политическое высказывание, это может быть высказывание о любой актуальной проблеме современного мира.
На картинке, обнаруженной мною, нет политики, но есть удивительное ощущение одиночества. В стрит-арте необыкновенно важно, где расположен рисунок. Если бы эта девочка с красным шаром была нарисована на заборе детского сада или молодежного театра, ее можно было бы принять за рекламу. Но этак картинка находится в узком проезде между гаражами, на заколоченной двери рядом с входом в подвал. И это совсем иной контекст. Эта нежная, романтическая картинка нарисована в маньячном проезде. Эта работа интересно выполнена. Видно, что у художника есть начальная профессиональная подготовка и выдающиеся понимание среды.
Это не Бэнкси, с его прямолинейным высказыванием, это поэтика улицы с ее запутанной и сложной реальностью.
Через несколько дней известный писатель Сергей Тепляков кинул мне картинку и подписал: “Кто-то в Барнауле опять трафаретит стихи”. Мы видим на стене грубое, острое, сексуальное заявление. Кажется, что в этом нет художественного осмысления, но если приглядеться к насыщенной красной краске с подтеками, то перед нами предстает страдающая душа. Может, это Джокер, в этих строчках столько мучительной нелюбви и презрения, что можно представить, как в подворотне нас опять ждет маньяк.
Присылайте необычные граффити, это интересно. Слово из трех букв - это тоже стрит-арт.