Вадим Климов: “Любите ли вы театр так, как я люблю его?”

. Фото: страница "ВКонтакте" Вадима Климова
Известный арт-критик выступил против выхода артистов в люди и заигрывания со зрителем

Кажется, я стал театральным консерватором. Но не в театральном творчестве, а в пропаганде театрального искусства. Мне по-прежнему очень нравятся разные эксперименты на сцене. Пусть это будет малая или большая сцена, пусть зрители сидят в зале или по диагонали сцены. Я выступаю за разные театральные формы и смыслы. Пусть будет театр традиционный, который очень любят в провинции, и будет театр экспериментальный, который так часто критикуют.

 

Недавно посмотрел эпизоды из спектакля “Легенда” Кирилла Серебренникова, посвященного великому режиссеру и художнику Сергею Параджанову, и удивился, как много в современном театре нового и необыкновенного. Казалось, все это было, но как современно и душераздирающе выглядит.

 

Так почему я консерватор? Меня раздражают новейшие формы заигрывания со зрителем. Театральные маркетологи для рекламы театра начали применять  “выход артистов в люди”. То устроят представление в ресторане, то на набережной актеры, в непривычной для них обстановке, как зазывалы в старом цирке, играют сценки перед праздношатающейся публикой. А если такое мероприятие проходит в заведении общественного питания, где посетители хрустят соленым огурцом, закусывая хлебное вино, то мне представляется, это не уместным для высокого драматического искусства. Ресторан - площадка для эстрадной песни, а не для драмы.

 

 

А еще рекламисты от театра приглашают зрителей побродить за кулисами и посмотреть, как работают театральные службы. Они показывают, как шьют костюмы, как работают художники-бутафоры и осветители, а иной раз заставят артистов самих продавать билеты. Не нравится мне такой подход к театру. Театр – истинный храм искусства. Это не я придумал, это написал неистовый Виссарион Белинский в 1834 году в тексте “Литературные мечтания”. Эту проповедь знают многие, это священное заклинание, оно начинается со слов “Любите ли вы театр так, как я люблю его?” Читатель, вы, наверняка, должны помнить этот вопрос, его так эмоционально задавала актриса Татьяна Доронина в фильме “Старшая сестра”. Он вышел как раз в год моего рождения.

 

Я уверен, что заигрывание со зрителем вредит театру. Это не привлечет дополнительную публику в зал и не станет информационным поводом для местной прессы. А если вечерняя газета и напишет, это не сработает как реклама спектакля. Знаю из многолетнего опыта - журналистов надо угощать эксклюзивной информацией или баловать плюшками, они тогда пишут с большим удовольствием.

 

Популизм унижает театр, опуская его с высоты драмы до ярмарочного представления. Не место театру на базаре. Если театр – храм, то надо придерживаться высокого стиля.

 

Перед началом сезона директоры театров требуют от специалистов по рекламе новых методов работы, им необходима рекламная активность. Не даю менеджерам театров советов. Но хочу услышать ответ, на что вы готовы пойти, чтобы привлечь внимание обывателя к театру? 

 

Неверно думать, что гражданин с гражданочкой, попивающие на бульваре квас, посмотрев отрывок из спектакля, пойдут покупать билет на премьеру. Мой консерватизм говорит, что не пойдут. Уважайте театр и артистов, не превращайте их в ростовые рекламные куклы перед гастрономом. У артиста есть сцена.

 

Дорогие директоры театров, это не про ваш конкретный театр, это обобщение.

 

 

Читайте полную версию на сайте asfera.info