"Всё против крестьян". Алтайские аграрии рассказали про проблемы уборочной кампании
Уборочная кампания в Алтайском крае в 2024 году началась раньше обычного примерно на неделю. Причиной тому запасы влаги, образовавшиеся весной, и аномально жаркое лето, сообщает "Амител". Из-за этого у растений сократился вегетационный период, но не повысилась урожайность, так как сложилась сложная перезимовка.
"Из почти тысячи гектаров, которые в нашем хозяйстве были под озимой, 25% площадей пришлось перепахивать. Растения там полностью погибли. Пересеивали яровой пшеницей и горохом. Остальное, морщась, оставили, но и на этих полях местами было выпадение посевов. Та пшеница, которую убрали, с качеством немного подкачала. Обычно получали хороший третий класс, в этом году большая часть ушла в четвертый", — поделился аграрий Топчихинского района Сергей Лысов.
При этом в большинстве хозяйств всё равно выдался хороший урожай озимой пшеницы, чего не скажешь о других культурах: фермеры считают, что их снижение от видовой урожайности составит от 30 до 50%. Многие поля пострадали от сильных дождей, прошедших недавно по краю.
Так, по словам гендиректора ООО "Анисимово" Сергея Кацендорна, в Тальменском районе только в ночь на 10 августа выпало почти семь декадных норм осадков. И такая проблема встречается во многих хозяйствах. Аграрии отмечают, что пострадали поля с горохом, овсом и яровой пшеницей. Дожди влияют как на скорость уборочной, так и на качество урожая, который получается переувлажнённым.
К примеру, в Косихинском районе приходится прогонять через сушилку каждую партию овса. Как рассказал аграрий Александр Траутвейн, из-за "настоящих тропических ливней" сильно ослабели темпы уборки, а хозяйства несут большие потери.
"С горохом вообще беда: который стоял в полях – пооббивало и стручки расщелкнулись. Тот, что лежал в валках, начал подгнивать и прорастать. Кое-как его домолотили, комбайны практически ползали: все забивало грязью. А чем дальше уходят сроки, тем больше снижается урожайность. Огорчает и гречиха: слишком много пустоцвета", — добавил он.
Тем временем в Троицком районе дают неплохие прогнозы на горох, пшеницу и овес. При этом местных фермеров огорчают качество ржи, которая в итоге пойдет только на фураж, и урожай гречихи. Однако по последней культуре аграриев также волнуют цены.
"Пока полностью вывести из структуры севооборота гречиху мы не можем, вынуждены выращивать. Сегодня за тонну зернопереработчики предлагают максимум 13,5 тысяч рублей, три года назад цена была в районе 30", – говорит глава КФХ Евгений Поваров.
По этой причине в Топчихинском районе в этом году сделали упор на горох. Им в хозяйстве занято 2189 га, а его урожайность для хозяйства рекордная — 31 ц/га. Аграрии отмечают, что качество у культуры получилось отменное — соответствует всем требованиям для экспорта.
"По гороху у нас все документы для экспорта есть, сейчас активно работаем с экспортёрами. Наши переработчики у себя на воротах больше 20 тысяч за тонну не дают, а до них еще довезти за свой счет надо. При поставках за границу цена реализации на три тысячи выше", — объясняет Сергей Лысов.
На цены по сельхозкультурам сетуют и другие фермеры. По их словам, за тонну третьего класса пшеницы без НДС переработчики дают порядка 10 тысяч рублей, а на рынке прослеживается тенденция к понижению стоимости. Так, Сергей Кацендорн подчеркивает, что пока у аграриев нет ясности со сбытом: цены катастрофически падают, хотя затраты в этом году выросли примерно на 20%. Стоимость топлива, запчастей и техники идет в гору. Растут и процентные ставки по кредитам, а без заёмных средств предприятиям не выжить, отмечает руководитель.
"Складывается ситуация, когда всё против крестьян. Эти факторы сливаются в один вектор, который бьёт по экономике хозяйств, а как результат — в целом по экономике", — делает вывод глава "Анисимово".
То же мнение высказывает его коллега из Кулунды, руководитель ООО "Степное" Отто Гросс. Он также добавил, что, из-за большой влажности сельхозкультуры в этом году больше болели, отмечалось небывалое нашествие вредителей и всё стремительно зарастало сорняками.
Из-за этого резко возросли расходы на приобретение средств защиты растений, а для предприятий это серьезная финансовая нагрузка. При этом цены на сельхозпродукцию сейчас даже ниже, чем год назад, подчеркивает Гросс.