“Крупнейший ученый и клиницист”. Профессор АГМУ рассказала о легендарном Баркагане
В 2024 году Алтайскому государственному медицинскому университету исполняется 70 лет. Одним из его основателей был член-корреспондент РАМН, доктор наук, профессор, ученый с мировым именем Зиновий Баркаган. Его ученица профессор Елена Котовщикова рассказала “Атмосфере” об истории кафедры пропедевтики внутренних болезней и о том, чему на ней учат будущих врачей, о предвидениях Баркагана, а также о том, как он взял ее на слабо и заставил написать докторскую диссертацию.
Справка
Елена Федоровна Котовщикова окончила АГМУ в 1989 году. Доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой пропедевтики внутренних болезней им. З.С. Баркагана. Врач высшей категории.
“Для успешного развития больницы необходима была достаточно серьезная научная база”
- Елена Федоровна, расскажите об истории вашей кафедры, её достижениях, сегодняшнем дне.
- Наша кафедра пропедевтики внутренних болезней была создана в 1956 году. То есть, через два года после образования мединститута. Основателем и бессменным руководителем кафедры до 1997 года был крупнейший ученый и клиницист Зиновий Соломонович Баркаган. Его пригласили на работу в Барнаул, когда он уже заведовал кафедрой в Таджикистане. Ему тогда был всего 31 год – молодой ученый. Кандидатскую диссертацию Зиновий Соломонович защитил достаточно рано, в 25 лет – в 1950 году.
Самое интересное, что его кандидатская была посвящена не гематологии, а гипертонической болезни - пограничной артериальной гипертензии. Диссертация называлась "О сосудистых рефлексах у больных гипертонией и предгипертонических состояниях". То есть, он описывал уже в то время гипертоническую болезнь у лиц молодого возраста, детей 10 - 12 лет.
Справка
Зиновий Соломонович Баркаган родился в 1925 году в Одессе. Окончил Одесский медицинский институт. В 1949 – 1956 годах работал в Таджикском медицинском институте ассистентом, доцентом, заведующим кафедрой. В 1956 году начал работать в Алтайском государственном медицинском институте заведующим кафедрой пропедевтики внутренних болезней, которой руководил до 1997 года. Создал при кафедре один из ведущих в стране центров по диагностике и лечению нарушений гемостаза. Многие из методов Баркагана прошли апробацию в экстремальных условиях — при оказании помощи пострадавшим от землетрясения в Спитаке, при лучевых поражениях в Чернобыле, сепсисе и отравлениях. Под его руководством было защищено более 30 докторских и более 200 кандидатских диссертаций.
Зиновий Баркаган - доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАМН (1992), Заслуженный деятель науки РФ (1982), лауреат Государственной премии СССР (1987), премии им. М.П.Кончаловского, премии им. И.И.Ползунова (1991), Демидовской премии (2005), Почетный профессор АГМУ (1997), Почетный гражданин Барнаула (2002), действительный член Нью-Йоркской академии наук.
Скончался 27 декабря 2006 года.
При организации кафедры основной клинической базой стало терапевтическое отделение больницы Октябрьского района Барнаула на проспекте Калинина, 16. Сейчас там поликлиника. В больнице для учебного процесса были две учебные комнаты, кабинет заведующего кафедрой, по одной комнате для исследования коагуляционных свойств крови и агрегации тромбоцитов.
В качестве дополнительной базы использовалось терапевтическое отделение госпиталя для инвалидов Великой Отечественной войны на улице Советской, 8, сейчас там Алтайская краевая офтальмологическая больница.
В 1970 году вступила в строй медико-санитарная часть завода “Трансмаш” (городская больница № 8). Появилась возможность улучшить условия оказания медицинской помощи гематологическим больным. И в 1973 году отделение гематологии и кафедру пропедевтики внутренних болезней перевели в эту больницу. Базой кафедры были терапевтическое и гематологическое отделения.
В 1970 году также ввели в эксплуатацию медико-санитарную часть Моторного завода (городская больница № 11). Это было многопрофильное, крупное и достаточно хорошо по тем временам оснащенное передовым оборудованием учреждение, и оно нуждалось в квалифицированных кадрах. Для успешного развития больницы необходима была достаточно серьезная научная база для внедрения в практику новых эффективных технологий диагностики, лечения и профилактики тяжелых и неотложных состояний. Этого требовал профиль учреждения и контингент обслуживаемых больных. Больница Моторного завода имела ортопедотравматологическое, неврологическое, инфекционное, гинекологическое отделения, роддом для женщин с осложненным течением беременности и другие.
Для решения этих проблем нужно было привлечь сотрудников медицинского института. С этой целью был выбран ряд кафедр. В их число вошла и кафедра пропедевтики внутренних болезней. И в 1979 году кафедра перешла на новую клиническую базу с преподавателями и уникальной, единственной в Сибири и ведущей в стране лабораторией патологии гемостаза. На этой базе мы работаем и сейчас. Это, конечно, был огромный вклад не только в развитие кафедры, на мой взгляд, но и вообще в развитие гематологии в Алтайском крае, Сибири.
“Мы учим правильно разговаривать с пациентом”
- Клиническая база вашей кафедры – это терапевтическое отделение?
- Нет, нам нужно не только терапевтическое отделение, нам нужны отделения разного профиля. Поэтому мы в качестве своей клинической базы использовали и больницу Шинного завода, которая находится рядом. В настоящее время это БСМП-2.
- Скажите, а в чём отличие вашей кафедры от терапии?
- Кафедра пропедевтики внутренних болезней – является базовой в подготовке врачей всех специальностей. Мы ведем занятия на втором, третьем и пятом курсах во всех институтах нашего теперь уже университета, кроме фармакологического. Это единственная, наверное, кафедра, где могут быть собраны разные направления нашей профессии.
- Почему?
- Потому что у нас есть великолепные эндокринологи, великолепные терапевты, гематологи, реабилитологи.
- Можно совсем по-простому, чему вы учите студентов?
- Мы учим правильно разговаривать с пациентом. Правильно собирать жалобы, их систематизировать, выделить основные, умению осматривать пациента правильно, найти определённые синдромы, которые будут говорить о патологии той или иной системы органов. Ведь умение правильно собрать жалобы и провести осмотр - это уже как минимум 70 процентов в правильно постановленном диагнозе и, следовательно, успешном лечении.
На нашей кафедре студенты впервые учатся писать историю болезни пациента, курационные листы и составлять план предварительного обследования. А дальше уже другие кафедры учат, какое лечение назначать при той или иной патологии.
“Это то наследие, которое нам подарил наш учитель Зиновий Соломонович Баркаган”
- Скажите, а вот этот приоритет, который на кафедре отдается гематологии, это наследие Баркагана?
- Безусловно, конечно. И я считаю, что это то наследие, которое нам подарил наш учитель Зиновий Соломонович Баркаган. Врач, который умеет оценивать кровь во всех её проявлениях - это общий анализ крови, гемостаз, биохимические показатели крови и так далее - уже может сделать заключение по заболеванию, его течению и прогнозировать развитие осложнений, а также решить, какую терапию лучше применить и так далее.
Гематологию можно разделить на две группы. Это онкогематология, всё, что касается онкологических заболеваний, и так вот грубо скажем, гемостазиология (Гемостазиология - это раздел гематологии, посвященный изучению нормы и патологии свертывания крови. – “Атмосфера”.) Нашими гематологическими пациентами являются люди с тромбозами, с инфарктами, с варикозом, с невынашиванием беременности, с кровоточивостью, с болезнями печени и еще можно перечислить большой список заболеваний.
В 1996 году Зиновий Соломонович создал классификацию геморрагических диатезов. И в то время уже начали говорить о недифференцированной дисплазии соединительной ткани. Очень интересное направление, которое стало на сегодняшний день более приоритетным для нашей кафедры.
Зиновий Соломонович ещё в то время предсказал, что люди с недифференцированной дисплазией соединительной ткани - особенные. Данная патология, точнее особенность развития человека практически в 90 процентах случаев сочетается с нарушениями гемостаза. И если раньше мы больше говорили, всё-таки, о кровоточивости, то на сегодняшний день это молодые инфаркты, молодые инсульты. Вот это то, чем в настоящее время занимается наша кафедра.
“Болезни молодеют и это касается всех стран”
- Молодые — это в каком возрасте?
- Если смотреть моих пациентов, то нарушения мозгового кровообращения по ишемическому типу встречаются уже у детей с двухлетнего возраста. А инфаркты стали регистрироваться с 16 лет.
- А в чём причина того, что эти заболевания так помолодели?
- Первое - очень много сейчас тех нарушений свёртывания крови, которые наследуются. Сейчас медицина достигла того уровня, что может продлить жизнь человеку с серьезной патологией. Раньше с такими патологиями просто не доживали до детородного возраста, а сейчас медицина шагнула далеко в перед. И потом дети всегда наследуют предрасположенность к той или иной патологии от своих родителей.
- Такие нарушения кровообращения для все стран характерны, или есть какие-то различия?
- Да, это для всего мира характерно. Кстати, преподаватели нашей кафедры как клиницисты всегда работали не только в России, но и с ближним, и с дальним зарубежьем. Например, мы обследовали и поставили здесь достаточно сложный диагноз, а наши коллеги в Италии даже не подвергли сомнению наш диагноз, и в настоящее время пациент бесплатно получает терапию у себя на родине. И это очень приятно. Зиновий Соломонович поднял значимость Барнаула и Алтайского края на международный уровень.
Болезни молодеют и это касается всех стран. Поэтому уже созданы и применяются пероральные антикоагулянты для детей, а ведь раньше в мире не было такой потребности. Значит проблема нарушений гемостаза едина для всей планеты.
- То есть, у детей тоже бывает тромбоз?
- Да, к сожалению. Это проблема мирового уровня.
- Если читать общедоступные, популярные источники, то выходит, что во всех проблемах со здоровьем сегодня виноваты неправильное питание, фастфуд. Какие еще есть причины?
- Ну, конечно, неправильное питание тоже имеет место быть. Но, наверное, и стрессы, и гиподинамия. И генетику тоже никто не отменял. Много факторов. Самое плохое для сосудов - сахарный диабет и стрессы.
“Я буду ходить по этой лестнице. Я буду тут учиться"
- Вы сразу стали работать на этой кафедре?
- Я поступила в мединститут в 1983 году, окончила в 1989-м, потом была ординатура, аспирантура, но как организатора здравоохранения. Но в итоге я пришла к Зиновию Соломоновичу и сказала: "Зиновий Соломонович, я очень хочу у вас работать". Я поняла, что быть организатором здравоохранения это, конечно, хорошо, но быть еще и клиницистом, заниматься наукой для меня на тот момент было более важным. И как раз появилась возможность, у них увольнялся человек и меня взяли. Повезло! Это моя судьба.
- Как вуз изменился с тех пор, когда вы в 1983 году поступили на первый курс и до сегодняшнего дня?
- Я чётко знала, что я буду учиться на врача. Когда я впервые зашла в главный корпус на Ленина 40, у меня было такое ощущение восторга: “Я буду ходить по этой лестнице. Я буду тут учиться". В главный корпус меня привел брат, он тоже врач, закончил наш вуз, Заслуженный врач Российской Федерации.
У нас были замечательные преподаватели. Сегодня, с развитием новых технологий, у нас появилась возможность отрабатывать врачебные навыки у студентов до их встречи с пациентом. В медуниверситете имеется великолепный симуляционный центр. Благодаря ему мы можем научить и адаптировать студента к встрече с пациентом. Научить осматривать пациента, прослушать ему сердце, легкие, живот и так далее.
- Но поговорить-то нельзя, выслушать жалобы.
- У нас существует методика преподавания нашего предмета: сначала я рассказываю, затем, мы отрабатываем на студентах (друг на друге) и для этого существуют игровые ситуации. Поэтому у нас мальчики-студенты - это наши “симуляторы”, на которых мы отрабатываем навыки. Затем мы идём в симцентр, там всё ещё раз прорабатываем, прослушиваем, и потом уже идём к пациенту. Чтобы студент пришёл к пациенту и уже не волновался и чувствовал себя начинающим доктором.
Безусловно, студенты на нашей кафедре всегда ходят на курацию пациентов с преподавателями. Задача преподавателей выбрать наиболее показательных пациентов по преподаваемым нозологиям. И после отработки навыков в симцентре, в своих группах под контролем и участии преподавателей у студента уже есть определенные навыки, он уже знает, что как себя вести с пациентом, в каких точках выслушивать легкие, сердце и что при этом он может услышать.
Мы развиваем умение разговаривать с пациентом. У будущего врача должен быть отработан навык общения. Ведь каждый человек индивидуален, и настроения у него может не быть, потому что он плохо себя чувствует. Поэтому необходимо найти такой подход к пациенту, чтобы он позволил с собой поговорить, себя осмотреть.
Надо сказать, что студенты у нас достаточно мотивированные. И это очень хорошо. Они хотят учиться и получать знания.
“Мне кажется, что учиться стало студентам интереснее”
- Можете сравнить себя студентку и ваших нынешних учеников?
- Сейчас у ребят больше возможностей добиться пусть небольшого, но уже карьерного роста в студенческие годы. Больше возможностей для самореализации в том или ином направлении – в научном, творческом, даже в административном.
Наши ребята работают в стройотрядах, участвуют в “Снежном десанте”, помогают здравоохранению в оказании медицинских услуг. Выезжают в отдаленные села и оказывают медицинскую помощь. И для ребят навык, и для людей польза. В отдаленных селах врачей нет и вдруг приезжают студенты, которые могут осмотреть, оценить здоровье, посоветовать лечение. Конечно, они ещё не врачи, но это огромное подспорье. Они у нас после третьего курса уже все имеют среднее медицинское образование.
Вообще, мне кажется, что учиться стало студентам интереснее. Проводится много олимпиад, наши студенты участвуют в международных олимпиадах, занимают призовые места.
“ Я буду рядом. Я тебе помогу"
- Давайте еще поговорим о вашем учителе. Каким он вам запомнился?
- Зиновий Соломонович для меня лично был… Вот, знаете, когда говорят, что тыл закрыт? Вот у меня было такое состояние. Он меня научил всему. И осматривать пациентов, и лечить, и определиться в направлении научной деятельности. Мы сами выполняли лабораторные исследования для своих диссертаций. Вот всему, чему можно было научить, он меня научил. Для меня он не только учитель, но и ангел-хранитель меня и нашей кафедры. Всегда приходит на помощь в трудную для кафедры минуту.
- Он же был какой-то выдающийся, совершенно, рассказчик.
- О, великолепный! Он был замечательный рассказчик, бесспорно.
- Помните какие-то его истории?
- Ну, наверное, все истории эти уже рассказаны, и пересказаны и повторяться совершенно не хочется. Лучше я вам расскажу, как он учил меня писать диссертацию. Если только человек вечером не сидит за написанием кандидатской, а готовит кушать, или квартиру убирает, значит он ничем не занимается. Утром нужно прийти и принести статью. Вот это было. То есть, контроль был жесткий, честно могу сказать.
- То есть, вы всё время с ним обсуждали свою работу?
- И обсуждали, и его идей было очень много. Вообще, задача научного руководителя - это направить диссертанта. А, дальше уже…
- А докторскую вы тоже у него писали?
- Да. Я её защитила в 2005 году. И вот как он меня мотивировал на защиту. Я, как скажем и любой человек, немножко ленива. Он мне говорил, защищайся быстрее, а я всё тянула. Однажды Зиновий Соломонович пришёл и говорит: "Ты знаешь, а тут один человек сказал, что ты никогда не защитишь докторскую диссертацию". Ну, я её и написала за лето. То есть, он чётко знал, как на меня можно было повлиять. Он вообще чётко понимал, как можно повлиять на одного или на другого человека. Как его мотивировать.
- На слабо вас взял?
- Да. И я, конечно, ему очень благодарна за это.
Много хорошего с ним связано. Когда у меня не стало папы, Зиновий Соломонович пришёл, так меня обнял и говорит: "Ну, что? Я буду рядом. Я тебе помогу". Это дорого стоит. У меня к нему отношение не просто как к учителю, но как к родному человеку, которого я люблю.
Справка
Алтайский государственный медицинский университет основан 7 августа 1954 года. До 1994 года имел статус института. Является одним из ведущих медицинских вузов Западной Сибири. В настоящее время в структуре АГМУ функционируют Институт клинической медицины, Институт стоматологии, Институт фармации, Институт ординатуры и дополнительного профессионального образования, Институт общественного здоровья и профилактической медицины, Институт педиатрии, Институт клинической психологии, Институт среднего профессионального образования, Институт довузовского образования и Факультет иностранных студентов. Ректор – доктор медицинских наук, профессор Шереметьева Ирина Игоревна.