В чем секрет спектакля “Облако-рай в Алтайской драме?”
Рецепт вслед за знаменитым перестроечным фильмом “Облако-рай” открывает спектакль Алтайского краевого драматического театра им. Василия Шукшина “Облако-рай”. Его режиссер - Галина Зальцман, лауреат национальной театральной премии “Золотая маска” за 2021 год, известна барнаульским зрителям по стильной ретро-драме из жизни парижской богемы конца XIX века “Трильби”.
Второй барнаульский спектакль Зальцман - лирическая комедия с узнаваемыми приметами вечного советского быта - о крутых жизненных переменах, где много смешного, а слезы, если и случаются, то светлые. В спектакле - букет выдающихся актерских работ и сольная партия молодого Артема Казакова, борющегося за звание “Звезда театрала – 2023” за свою предыдущую роль в спектакле “Дело Кречинского”. К тому же спектаклю найдено эффектное решение – он сделан как концерт: однозначно стоит послушать и полюбоваться, как живо – в прямом и переносном смысле - артисты драмы поют песни ХХ века, аккомпанируя себе на настоящих музыкальных инструментах.
Сонное воскресное утро, слоняющийся по пустым дворам Колька-перекати поле (Артем Казаков), чтобы привлечь внимание друга Феди (Сергей Рассахань), внезапно врет, что уезжает на Дальний Восток. Федя и за ним вся округа удивляются, но верят. Колька оказывается в центре всеобщего внимания, ему собирают всем миром чемодан, устраивают шумные проводы со слезами и речами и сажают в автобус. Ехать Кольке некуда, да и не хочется, только назад дороги нет – уже и комната его сдана “товарищу из центра” Саратову (Александр Рогозин), и прощальные слова девушке Наташе (Кристина Василенко) сказаны. Колька отправляется в никуда. Кто смотрел кино, помнит, что финал остается открытым, заставляя гадать, что же стало с главным героем? Галина Зальцман не стала продолжать историю уехавшего Коли, но спустя какое-то время вернулась в оставленный им город Верхний Ломов, к его друзьям и знакомым.
Занавес основной сцены открывается - мы оказываемся на концерте ДК спичечной фабрики “Победа” города Верхнего Ломова. На сцене ДК - разношерстный хор горожан проникновенно заводит на несколько голосов “Звездочка, моя…”, отсылая посвященных зрителей к фильму, а непосвященных настраивая на лирический лад. Коля-то оказался поэтом, в оставленном им под подушкой дневнике и были найдены стихи и музыка как первой песни-посвящения, так и последней – “Облако-рай” - патетической коды и фильма, и спектакля. История одного воскресного дня в Верхнем Ломове, когда провожали Кольку, помещена внутрь торжественного “датского” концерта, который верхне-ломовцы дают в честь Коли. Концерт - объяснение в любви уехавшему Кольке, напоминание о том, что здесь в него верят и ждут.
Череда событий прошита еще несколькими композициями: “Синоптики” группы “Наутилус-Помпилиус”, “Рассказ технолога Петухова” Юрия Визбора, “И на Марсе будут яблони цвести” Мурадели и Долматовского, переходящие в “И снится нам не рокот космодрома” группы “Земляне”, и кульминационная “Нежность” Пахмутовой и Добронравова. Какая знаковая и в тоже время неочевидная подборка предложена режиссером и как точно найдены рифмы между драматургией сцен и характером песен! Через мелодии и тексты песен Галина Зальцман говорит о стране и времени с любовью и без пафоса, апеллируя не к абстрактным идеям, а к событиям, понятиям и именам, несущим общий социально-культурный код, – покорение космоса и Гагарин, подпольный рок и перестройка, барды и отечественный балет, в области которого “мы впереди планеты всей”. Все песни поются и играются на сцене артистами драмы - автор аранжировок, репетитор, концертмейстер и актриса в спектакле Екатерина Порсева в этом хоре, безусловно, запевала.
Примечательно, что барнаульское “Облако-рай” вошло в десятку, если не больше, инсценировок текста Николаева, появившихся за последние пару сезонов по всей стране. Что не помешало Галине Зальцман и художнику Елизавете Дзуцевой найти оригинальный подход к материалу, обратив поэму безысходности в трогательный, ностальгический спектакль о любви и надежде, о далеком и неизвестном, что манит куда-то, и близком, родном, что не отпускает.
Авторский замысел проясняется ближе к финалу спектакля, когда центральное место занимает самый загадочный персонаж - товарищ Саратов, до этого выполняющий роль ведущего концерта. Их странный диалог во время знакомства – кульминация действия. Саратов слово в слово воспроизводит реплики Кольки о “хорошей погоде сегодня”, с которых начинался спектакль. Колька отвечает отрывистыми, все более уверенными “да”, будто узнает в Саратове своего, после чего достает из-под подушки и отдает ему свой дневник. Затем резко встает, берет чемодан и решительно выходит из комнаты к горизонту в глубине сцены. Их разговор звучит как обмен тайным паролем - в приезжем Саратове Колька видит свое ближайшее будущее. Приходит уверенность в неотвратимости дальнейшего выбора героем. Собственно, на этом можно было бы и закончить.
Дальше Саратов под музыку И.С. Баха зачитывает, переходя на декламацию, запись из полученного дневника. Начитанные зрители смогут опознать отрывок из рассказа Владимира Набокова эмигрантской поры “Слово” о встрече с ангелом и жгучей, невыразимой тоске по оставленной родине. Спектакль буквально взлетает в этот момент, наполняясь библейским смыслом под музыку из Баховских “Страстей по Матфею”. Вопрос, возникающий в начале спектакля: почему верхне-ломовцы помнят и так любят своего Колю? разрешается очевидным ответом: потому что Колька не признался в обмане, а уехал на свой Дальний Восток, подарив им надежду на райское облако.