Вопрос на миллиард. Как продвигается громкий процесс о пожаре на барнаульском складе
7 июля краевой арбитраж возобновит рассмотрение дела, связанное с крупным пожаром, который произошел на складе «MSV Логистик» в Барнауле в апреле 2021 года. Вместе со зданием тогда сгорела продукция нескольких арендаторов на сотни млн рублей. Судебный спор длится уже два года и вряд ли завершится в ближайшие месяцы, полагают участники процесса. Истцом по делу выступает ООО “Энергия Маркет”, которому принадлежало здание. Ответчик – один из арендаторов этого склада, компания “Мартика”, специализирующаяся на выпуске пластиковых изделий. Сумма иска составляет свыше 1,344 млрд рублей. Подробности истории – в материале ИА “Атмосфера”.
Кого сделают крайним
“Энергия Маркет” обратилась в суд в июле 2021 года. Предположительный бенефициар компании –предприниматель Сергей Мажаев. Ему, в частности, принадлежит завод по выпуску ликеро-водочной продукции “Тейси”. Кроме “Мартики” арендаторами склада на Власихинской были еще три компании. В их числе “Пакетон”, “Региональная Торговая Компания” и “Эль-Трейд”. До определенного времени они не предъявляли никаких самостоятельных требований.
После того, как “Энергия Маркет” вышла с иском к Мартике на 1,3 млрд, был подан встречный иск – на 10 млн рублей. На самом деле, ущерб от пожара составил несколько сот млн рублей, рассказал “Атмосфере” гендиректор “Мартики” Виталий Смокотин. Пока заявлена небольшая сумма, впоследствии она будет скорректирована, это общепринятая практика, пояснил собеседник.
“Энергия Маркет” пытается сделать крайним в этой истории “Мартику”, хотя многочисленные экспертизы, по версии Смокотина, не подтверждают этого. В “Мартике” предполагают: здание склада не проверяли несколько лет подряд на соответствие противопожарным нормам.
К настоящему времени уже проведен целый ряд исследований и экспертиз, однако стороны на этом не останавливаются. В арбитраж поступили новые ходатайства. 7 июля свое мнение на этот счет должен высказать суд. В частности, речь идет о комиссионной комплексной пожарно-технической и строительно-технической экспертизах. Кроме того, в суд повторно вызван в качестве свидетеля пожарный Максим Молодцов, который непосредственно руководил ликвидацией возгорания.
Сплошная бутафория
Площадь пожара, по различным оценкам, составила примерно 40 тысяч кв.м. Согласно заключению одной из первых экспертиз, очаг возгорания находился в той части здания, где складировалась продукция “Мартики”. Кроме того, здесь же расположена и так называемая “аккумуляторная”. Смокотин отметил, что не согласен с выводами о причинах пожара и месте его возникновения.
“Очаг находился совсем в другом месте. На это указывают многие признаки. Вероятнее всего, это был третий склад, под самой крышей. Показания же инженера компании, обслуживающего здание, стоит воспринимать критически. Эта фирма участвовала в монтаже противопожарной системы. Думаю. что в ее интересах было подать информацию так, чтобы выгородить себя, а значит и собственника здания. Эти данные и легли в основу заключения”, - прокомментировал Смокотин.
При этом обе стороны признают, что причиной возникновения огня не был поджог. “По схеме расстановки пожарных расчетов видно, что пламя появилось в одном месте, а в заключении эксперта – уже все перевернули с ног на голову. Плюс собственники склада отказались предоставлять камеры наблюдения. Все показания, доказывающие правоту собственников склада, в дело добавили позднее. Предположительно, они активно заметали следы, дней 10 никакие материалы никому не отдавали”, - вспоминает Виталий Смокотин.
Примечательно, что часть здания несколько сезонов не отапливалась, у него постоянно протекала крыша, о чем в деле есть свидетельские показания. Также, по некоторым данным, накануне пожара отмечались проблемы с проводкой, произошло отключение электропитания. Как следствие предположительно случилось замыкание и начался пожар. Падающие с потолка искры могли попасть на упаковку готовой продукции, она очень быстро воспламенилась. На соседних складах были зафиксированы искрения и проблемы с проводкой, все это предшествовало пожару, данный момент присутствует на видеокамерах, говорит руководитель компании «Мартика».
“Система пожаротушения могла сама справиться с пожаром, если бы работала, - полагает Смокотин. – Но видимо ничего не работало должным образом. Пожарный водоем, складывается ощущение, отсутствовал или был незаполнен водой, так как в материалах дознания и экспертизе информация о нем отсутствует, выходит сплошная бутафория”.
Незаконная постройка?
Сейчас в арбитраже находятся еще несколько исков. В частности, “Региональная торговая компания” пытается взыскать 63 млн рублей, а “Пакетон” – 145 млн рублей. Причем иски в обоих случаях предъявлены и к “Мартике”, и к “Энергии Маркет”. Рассмотрение этих дел пока отложено до принятия решения по главному спору. При любом исходе дела проигравшая сторона почти наверняка пойдет в следующие инстанции – апелляцию и кассацию.
“Мартика” не согласна не только с местом возникновения и причиной пожара. Как говорит Виталий Смокотин, компания добивается признания договора аренды на использование складских помещений недействительным. По этому поводу в арбитраж был подан отдельный иск.
Смокотин утверждает, что собственник склада не узаконил реконструкцию здания, а значит, оно являлось самовольной постройкой: “Все арендовали там помещения на 11 месяцев, мы же хотели на несколько лет сразу. Сняли в итоге примерно 15 тысяч кв. м, включая и офисные площади. Это случилось где-то за месяц-полтора до пожара”. По данным инсайдеров, фактический владелец логистического комплекса Мажаев в период после ЧП и на старте судебного разбирательства постарался максимально переоформить свои активы, часть из них была продана. Возможно, это было сделано исходя из того, что истец боялся поражения в арбитраже.
"Решала" Долгов
Обращает на себя внимание и тот факт, кто представляет интересы собственников компании “Энергия Маркет” в арбитраже по разбирательству о признании договора аренды склада недействительным. Речь идет об Алексее Долгове, арбитражном управляющем. Он известен тем, что в 2019 году получил четыре года условно по уголовному делу о взятках судьям арбитража. Долгов был посредником при передаче денег.
Примечательно, что на одном из последних заседаний в 2022 году Алексей Долгов публично обратился к судье, назвал себя “решалой” и напомнил о своем “послужном списке”. Об этом «Атмосфере» рассказал Виталий Смокотин со ссылкой на аудиозапись судебного заседания (есть в распоряжении редакции).
Виталий Смокотин отметил, что пожар откинул “Мартику” в развитии на несколько лет назад. Речь идет не только об уничтоженной продукции. “Сейчас стало сложно договариваться с банками о кредитах, а длинные деньги в принципе нам не дают”, - констатировал собеседник. Смокотин тем не менее надеется, что суд примет справедливое решение по данному делу с учетом всех обстоятельств и выводов независимых экспертов.
Добавим, что получить комментарии представителей компании “Энергия Маркет” на момент выхода материала не удалось.