Деградация СМИ: как «Росбалт» превратился в «Росблат»
Журналистика журналистике рознь. Одни СМИ проводят расследования, вскрывают социальные проблемы, занимаются серьезной аналитикой. Другие – на скорую руку лепят нечто из чужих статей, дешевых сенсаций и грязных домыслов. Само собой, читатель не настолько глуп, чтобы не отличить конфету от… скажем, не совсем конфеты. Резонный вопрос – а на что тогда живут ресурсы, которые попросту стыдно читать? Ответ прост: на деньги от заказных публикаций. А в идеале еще и без налогов. Подозрительно стройно укладывается в подобную схему петербургское информагентство «Росбалт», которым заправляют Наталия Черкесова и ее супруг Виктор Черкесов – в прошлом большая "шишка": бывший полпред в СЗФО, бывший глава ФСКН и экс-начальник Рособоронпоставки.
Ни для кого в журналистском сообществе не секрет, что представляют собой так называемые «круглые столы» в «Росбалте». Задуманные когда-то как острые дискуссионные площадки на актуальные социальные темы, они давно уже выродились в сборище пустопорожних болтунов, спорить с которыми гнушаются не только чиновники, но и серьезные эксперты. Третьесортные политологи, заштатные экологи, мало кому известные аналитики – нынче стандартные спикеры «Росбалта». В принципе, как рассказывают коллеги, такса за право появиться на страницах агентства не столь и высока – от 5 до 15 тысяч рублей. Правда, обычно эти деньги платят «по-черному» - то есть, банкнотами в конвертах.
Понятно, что надо как-то зарабатывать, особенно после того, как Черкесов растерял весь свой политический вес, вылетев в 2010 году из кресла главы Рособоронпоставки в отставку с лишением генеральских погон. К тому моменту его семейное информагентство окончательно превратилось в «оппозиционное», поскольку бывшему высокопоставленному чиновнику так и не удалось заручиться ничьей протекцией. Смольный дел с ним иметь не хотел, да и федеральным «тузам» он был не нужен. Последней же каплей стал арест братьев Магомедовых – давних приятелей Черкесова, которым тот в бытность главы Госнаркоконтроля активно покровительствовал и закрывал глаза на то, что дагестанские бизнесмены, как предполагается, наладили колоссальный наркотрафик через Махачкалинский порт.
Остался последний вариант – собирать деньги с частных клиентов и фирм за публикацию материалов. Судя по содержанию сайта «Росбалта», здесь вообще кто угодно может разместить что захочет. Вот, например, большое интервью с заместителем управляющего петербургским филиалом ЮниКредит Банка о том, какой этот самый банк замечательный.
Или материал, посвященный взгляду директора ФБК Grant Thornton на повышение НДС. А вдогонку – грандиозная пиар-серия, посвященная корпорации «Тольяттиазот», руководство которой обвиняется в афере с продажей оффшорным компаниям аммиака и карбамида по заниженным ценам.
Ни одна из этих статей не имеет пометки «на правах рекламы», что, по идее, должно сильно заинтересовать Федеральную налоговую службу, так как размещение коммерческих материалов без должного оформления подпадает под статью 14.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе», предусматривающую штраф до полумиллиона рублей.
"В том, что так называемые независимые СМИ выполняют заказ финансирующих их бизнесменов, ни для кого давно не секрет. Во всем мире масс-медиа лишь только артикулируют, что они "сами по себе", а на самом деле являются ангажированными - в основном, конечно, в коммерческом плане, - отмечает доктор политических наук, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ имени Плеханова Андрей Кошкин. - Хотя каждое государство хотело бы об этом говорить. Так что искать эту финансовую зависимость можно, но это достаточно щепетильный вопрос, и надо владеть довольно вескими доказательствами, чтобы утверждать, что издание выполняет чей-то коммерческий заказ. Все об этом знают, но это достаточно сложно доказать. И если вы замахнетесь на какое-то агентство, оно встанет в боевую стойку и начнет себя защищать. Необходимо кропотливое и тщательное расследование".
По-хорошему, таким расследованием давно пора заняться прокуратуре и ФНС.