Владимир Токмаков о настоящей журналистике, армии и веревке повешенного
Владимир Токмаков о настоящей журналистике, армии и веревке повешенного
Большое интервью на Asfera.info.
Барнаул, 6 сентября - Атмосфера. Поэт, журналист, публицист, писатель, телеведущий, мастер слова, Член Союза журналистов России, член Союза российских писателей с 2004 года, член международного ПЕН-клуба и просто человек, который сможет поддержать разговор на любую тему, - и всё это про него. Гость традиционной рубрики "Интеврью на Asfera.info" - Владимир Токмаков. Как говорится, "Добро пожаловать, Володя!".
14 августа 2018 года наш гость отметил свой 50-летний юбилей. Это сейчас Владимир один из самых опытных и востребованных журналистов Сибири. Но в далёких 1986-1988 годах журналистика ещё не знала, что в пограничных войсках на острове Кунашир служит её будущая звезда. Параллельно со службой Токмаков был военкором в газете "Пограничник на Тихом океане". А уже в 1994 году Владимир окончил факультет филологии и журналистики Алтайского государственного университета и начал работать корреспондентом газеты "Вечерний Барнаул".
- Владимир, как так получилось, что вы стали журналистом газеты "Пограничник на Тихом океане"? Почему вы перешли от стихов именно к журналистике?
- В нашу часть перевели на службу замполита, подполковника Руденко. Опытный, кадровый военный, что-то он там напортачил во Владивостоке, и на Кунашир его отправили исправляться. Он прочитал моё личное дело, где я указал, что занимаюсь литературным творчеством, и сказал, "что теперь я буду военкором окружной газеты". Возражать было бессмысленно, времени на обучение у меня не было: печатать на машинке я научился за одну ночь. Кстати говоря, если бы мне предложили слетать в отпуск, куда бы я захотел, то без раздумий опять обратно, в молодость - на Сахалин и Курилы!
- Почему вы оставили работу в "Вечернем Барнауле"? Почему выбрали в качестве нового места работы "Алтайскую правду"?
- Всё очень банально: в "Алтайке" в конце 1990-х произошла реорганизация, появились новые отделы, необходимость в молодых кадрах. Меня пригласили работать в отдел "Информации и общественно-политической жизни". Зарплата была больше, условия лучше. Ну и статус: все-таки это краевая газета. Открывались новые возможности для карьерного роста. Так я и оказался в "АП" и проработал в ней почти десять лет.
- Если вспомнить Ваших коллег, были ли среди них те, которых Вы можете назвать своими "учителями"?
- Хороший вопрос. "Алтайская правда" всегда была газетой с очень высокой профессиональной планкой. Так сложилось исторически: в газету приезжали работать лучшие выпускники из уральского университета (своего факультета журналистики в крае тогда еще не было).
В "Алтайской правде" я получил хорошую газетную школу, да, собственно, выучился газетному ремеслу: серьезности в темах и их подаче, ответственности за печатное слово. Это были не красивые слова, а норма. Конечно, я благодарен всем старшим коллегам по "Алтайке", которые учили меня уму-разуму – и в профессии, и в жизни. Ведь здесь важны и отношения внутри коллектива и простое человеческое общение, когда с тобой делятся житейским опытом.
"Алтайскую правду" не случайно в шутку называли "семьей", "кланом". Здесь я усвоил, что журналист должен оставаться честен до конца, отстаивать правду, защищать слабых от беззакония власть имущих. Тогдашний редактор газеты Ольга Николаевна Шевчук говорила мне: "Журналистика дает человеку огромную власть, можно превратить слово в оружие массового поражения, а можно в "спасательный круг" для всех "униженных и оскорбленных".
NB! С 1998 года работает обозревателем газеты "Алтайская правда", в 2007—2009 годах был старшим корреспондентом "Российской газеты". С 2009 года Токмаков ведёт программу "Печатный формат" на телеканале "Катунь 24".
- Какие из своих публикаций вы считаете лучшими? Почему?
- С моим коллегой Артемом Бочкаревым (он сейчас живет в Москве) придумали рубрику "Субботний репортаж". Каждую субботу делали актуальный репортаж, рассказывали о какой-то серьезной проблеме: торговля палёнкой, нелегальная скупка цветмета, проблемы общепита, бродячих животных, сетевой маркетинг, "сумасшедшая помощь" (психиатрическая медицина), "библиотека для слепых", проблемы армейской службы, туризма и т.д. За социальные репортажи, в том числе о необходимости безбарьерной городской среды для инвалидов-колясочников "На три головы ниже" нам присудили губернаторскую премию, затем региональную "Сибирь - территория надежд", затем премию в Москве.
NNB! Лауреат Всероссийского конкурса "Преодоление" за материалы «На три головы ниже» и "Пожалуйста, мойте руки пред чтением" (2002); премии главы администрации Алтайского края в области журналистики за активный творческий поиск, яркий индивидуальный стиль, серию субботних репортажей, открывших новое направление в развитии газеты (2001); межрегионального конкурса журналистского мастерства "Сибирь - территория надежд" в номинации "Гражданская инициатива в СМИ" (2002); конкурса социальной журналистики Сибирского-Федерального округа "Терра инкогнито" в номинации "Лучший репортаж" (2002).
- А если вспомнить самые запоминающиеся интервью?
- У меня лежит готовая книга интервью. В неё включены беседы, как с нашими местными известными писателями от Юдалевича, Башунова, Гущина и Родионова, так и с российскими, такими, как Маканин, Пьецух, Виктория Токарева, Евгений Попов, Борис Васильев, Роман Солнцев. Я благодарен судьбе, что мне довелось общаться с такими удивительными, интересными и умнейшими людьми. Понимание этого приходит с возрастом. Практически все интервью состоялись благодаря моей работе в "Алтайской правде". Считаю это моей большой творческой удачей!
- Наверняка, Вы ещё и меломан?
- Не совсем, хотя мне нравятся популярные композиции у Баха, Моцарта, Чайковского, Вагнера, Эндрю Ллойд Уэббера. Люблю эстрадный джаз, классический блюз, русский рок, бардов.
- Любимые цитаты современных журналистов?
- Журналист - это тот, кто не боится говорить о веревке в доме повешенного. Не помню, чьи это слова. (Владимир имеет ввиду своё культовое произведение "Гадание на верёвке повешенного" (1997 г.). - прим. авт.) А это уже классика: журналистика – это когда сообщают: "Лорд Джон умер", – людям, которые и не знали, что Лорд Джон жил. Так пошутил писатель Честертон.
Валентина Фомина, специально для ИА "Атмосфера" .
PS. И от редакции. Нам безумно приятно, что наша практикантка Валентина побеседовала с одним из воплощений алтайской журналистики Володей Токмаковым. Конечно, очень многое не вошло в в публикацию, но, думается, все понимают, что рассказать про всю многогранность Токмакова в одном интервью просто невозможно. Например, несколько лет назад на вопрос "Кто стал прообразом героя в романе "Настоящее длится 9 секунд", беседа с Владимиром затянулась на шесть часов. Кстати, настоятельно рекомендуем к прочтению этот шикарнейший роман, разобранный редакцией asfera.info на цитаты!