Эмоции, обвинения и сравнения с говном: жители села Первомайское вышли на митинг против свалки и действий властей
Бийск, 6 ноября – Атмосфера. В России 4 ноября повсеместно отмечается День народного единства. Обычно россияне выходят на мирные шествия, политические партии с гордо поднятыми стягами вновь напоминают о себе, общественные организации пристраиваются к власть имущим и идут стройными колоннами рядом, артисты местных театров подрабатывают, играя Минина и Пожарского. Все довольны, счастливы и безмятежны!
Алтайский край исключением не стал, и как другие территории России забыл исконность этой даты. И только лишь одно село Первомайское смогло воплотить дух тех далёких годов смуты и провести свой – настоящий День народного единства.
Минин и Пожарский "по-алтайски"
Ведь вспомните, лидеры сопротивления Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский освободили Москву от польских интервентов, продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.
Именно это и произошло в Первомайском 4 ноября, когда доведённые до отчаяния жители, несмотря на запрет властей, вышли на центральную площадь! И события тех далёких дней воплотились здесь: Минин и Пожарский – сельчане, а польские интервенты – это компании экс-главы Бийского района Якубы, в прямом смысле захватывающие родные земли! Поэтому, забегая вперед скажем, люди не сдерживали своих эмоций, не скупились ни в словах, ни в действиях.
Ещё задолго до начала митинга сельчане подходили группами, и хоть погода с утра была довольно прохладной, жарко становилось от глаз и желания людей высказать своё мнение.
"Нельзя молчать, нельзя, как премудрый пескарь (герой сказки Салтыкова-Щердина – прим.ред.) закрыться, и ждать, что власть что-то решит! Не решит!, - говорит пенсионерка Татьяна Денисова. – Мало того, что нашу местечковую свалку превратили в место антисанитарии и тотального загрязнения, куда КАМАЗами везут мусор с ближайших районов, так ещё и поговаривают, что сюда будут возить отходы с военного полигона. Они там вообще в своём уме! Вся "роза ветров" уже идёт на наше село!».
"Нам говорят, мол, что вы ерепенитесь, мол, тут будут завод! Завод? Нам не нужен никакой завод, нам нужна экология, мы не хотим, чтобы наши внуки задыхались от этой вони и пили воду с фекалиями! Вон отсюда! Вон с земли нашей! А воздух? Этот смрад и дым во время горения свалки: где самопроизвольно загорится, а где и специально подожгут", - наперебой рассказывает Борис Чикин.
"Конечно, всё так и будет! Более того, мы пришли сюда, так как нам надоело враньё власти: сначала мы устали слушать ложь Якубы, который как-бы не у власти, но в ней остался, а теперь Андрея Ткачёва, местного главы, - говорит местная жительница Надежда Шилина. – Мы же писали в Администрацию района заявления, на которое нам пришёл ответ на подписью Ткачёва. "Мол, на месте свалки будет вырыт котлован, куда планируется сваливаться отходы, что автоматически избавит от посторонних запахов. И будет сортировочная линия". Но минуточку, это как: вы будете всё валить в одну яму, а потом из неё сортировать? Враньё на вранье. Надоело! Сам же Ткачев палец о палец не стучит! А только перенаправляет нас либо в профильные комитеты, либо просто отмалчивается!".
"Мы пришли хотя бы что-то вразумительное услышать от Ткачёва, глядя ему в глаза!, - вновь говорит Борис Чикин. – Мы не знали, что за нашими спинами при Якубе эта земля под свалку была продана, и Ткачёв – он ведь знал об этом, но молчал. Вот пусть сегодня ответ держит! О! А вот и полиция!".
На защите и людей, и закона
И действительно, несколько человек в форме о чём-то очень живо дискутировали с Максимом Кулаковым. Именно он и подавал заявку на проведение митинга 4 ноября, но получил отказ.
"Господа полицейские, я с вами полностью согласен, и вот предписание об отказе, но люди уже собрались, данное собрание ничему и никому не угрожает, не нарушает общественный порядок, и не я его организовал, но проблема очень актуальная, позвольте сельчанам выступить, - услышали мы, подойдя поближе. – Поэтому, обещаю вам, что лично буду следить за тем, чтобы данное собрание прошло в рамках закона и без нарушений!".
Толи вняв голосу разума, толи под прицелом видеокамер, сотрудники правоохранительных органов разрешили проведение в рамках указанных договоренностях. "Мы сами всё прекрасно понимаем по-человечески, но мы – представители Закона, и в любом случае обязаны нести дежурство, поэтому на время всего собрания останемся здесь"», - уточнил сотрудник полиции.
Возможно, на решение людей в форме повлияло появление главы сельской администрации Андрея Ткачева, как представителя местной власти. Смелый ход от человека, на которого тут же обрушились все пришедшие люди. Видя это, Ткачев держался поодаль, но, надо отдать, должное, не прятался за спинами сотрудников полиции.
Начнём же!
На полуразрушенном крылечке местного дома культуры собрание открыл Максим Кулаков. Он ещё раз напомнил, собравшимся о соблюдение Федерального закона №54 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и призвал соблюдать его.
"Тем не менее, мы собрались здесь, чтобы обсудить один из самых наболевших вопросов на сегодняшний день нашего села – свалку, и во что она превратилась, - начал выступление Максим, - не мне вам рассказывать, как из местечковой, я бы сказал, аккуратной свалочки, это место превращается в настоящий полигон всевозможных отходов. И всё потому, что ещё весной этого года при прежнем главы Бийского районе Евгении Якубы была дана команда – для экономии выгружать весь мусор из Бийска и ближайших районов к нам. Прошло буквально полгода, и нашему селу грозит настоящая экологическая катастрофа. Что поставит вообще крест на всём нашем селе! Молчать уже поздно!".
"А мы и не будем молчать!, - скандировали собравшиеся. – Мы сами видели, как туда возят и твёрдые бытовые отходы, и фекалии сливают. Но кто это делает? Не якубский ли ООО "Коммунальщик»?".
"Да, но не только он, - отвечает Максим Кулаков, - неоднократно заходила машина ДСУ-10 (дорожно-строительное управление №10)".
"Это же зятя Якубы конторка, дороги нихрена не делает и делать не умеет, так ещё и нам всякую гадость привозят", - перебивая выступающего, говорят местные жители.
"Но это полбеды, - продолжает Максим, - это мы по-крайней мере, видим, что за разновидность мусора и от кого приезжают. А вот накануне (3 ноября – прим.ред.), я лично видел, как одна и та же машина трижды приезжала на свалку и что-то выгружала. Никаких опознавательных знаков на ней нет, и что это привезла туда неизвестно. Были мы и ночью на объекте, сторож есть, но шлагбаум открыт – завози что хочешь, и пока мы сами не достучались до него, не разбудили, к нам никто не вышел, не воспрепятствовал проникновению на объект транспортного средства. Это ни в какие рамки не лезет, ведь под покровом ночи можно туда завести всё, что угодно вплоть до радиоактивных отходов. Почему происходит такой беспредел – вопрос не ко мне, а к власти. Здесь присутствует наш глава Андрей Ткачёв, давайте его попросим выйти и ответить на наши вопросы".
Ты смотри в мои глаза, брось трепаться о судьбе
"Андрей, ну-ка выйди!", - собравшиеся готовы были на руках вынести главу, чтобы глаза в глаза вне кабинета и бумажных отписок задать вопрос.
"На данный момент свалка, которая находится у нас с 90-ых годов, где, кстати, проходит, центральная канализация, представляет территорию, куда выгружается мусор только с нашего села, - начинает свою речь Ткачев. - Более того, такое понятие, как свалка не должно звучать – по документам и плану там планируется мусоросортировочная линия".
"С чего это ради? Вот, ты Андрей, говоришь "раньше-раньше", да раньше вообще не было в планах никаких заводов там и линией по сортировки, это обычная свалка!, - говорит местный житель. – Зачем? Вот зачем нам там что-то выдумывать?".
"Мы не выдумываем, у нас не будет переработки, а только лишь сортировка", - продолжает Ткачев.
"Сортировка, переработка – те же яйца только в профиль! Мы против любого вмешательства туда! Любого! Свалка только для нас!, - скандируют местные жители. – Нам не надо тут говорить и сказки рассказывать, что, мол, только наш мусор – весь бийский мусор приедет сюда. И вы нам рот не затыкайте, жители Советского отвоевали, и мы молчать не будем! Не боимся мы не Вас, и не Якубу!".
"Вы почему так говорите, Вы докажите, что кто-то валит туда мусор не из посёлка?", - переходя в глухую оборону говорит Ткачев.
"Да не проблема, - говорит местный житель. – Ответь мне, Андрей Николаевич, есть ли на территории посёлка Первомайский мясоперерабатывающее предприятие или хладокомбинат? Я сам отвечу: НЕТ! А тогда откуда на территории свалки регулярно и просто в неописуемых объёмах появляются кости КРС (крупнорогатого скота – прим.ред) и свиные? Нет ответа? И не отводи взгляд, в глаза мне смотри!".
"Андрей, вот скажите нам, жителям села, есть ли другие варианты", - спрашивает главу сельсовета многодетная мать.
"Нет, я вам ничего предложить не могу…".
"То есть, засрать здесь село и всё?".
"Причём здесь село, свалка находится за территорией села!".
"Вы вообще в своём уме такое говорить? Вы же вроде чиновник и должны быть более-менее компетентны: все эти отходы уходят в почву, в скважины, нарушая всё экосистему. А вам знакомо такое понятие, как "роза ветров"?
Ткачёв отбивался как мог: то делая вид, что не понимает вопроса, то потупив взор, а то и вовсе "якобы" вопроса не услышав!
С меня хватит!
Но выслушивая нелепые оправдания главы посёлка, один из старейших жителей не выдержал, и вышел на импровизированную трибуну.
"Не надо считать людей глупее себя, Андрей! – начал пенсионер. – Мы по-человечески понимаем тебя, ты ставленник Якубы, и даже, если ты умом и понимаешь, что мы правы, то не можешь встать на нашу сторону, боишься Якубку. А ты не бойся! И если не можешь помочь нам, то хотя бы не мешай! Я здесь живу более 40-ка лет, наши предки скот пасли на месте свалок, а сейчас посмотрите что делается. От заправки и до домов копают глубокие ямы, чтобы извлекать глину для строительства, а затем в эти ямы бесконтрольно валят мусор. А ведь говорили, как: мол, тут вот немного подкопаем и всё.
Ты, неужели не знаешь, Андрей, что люди бросают держать скотину!? Потому что негде пасти! А где: там поля, здесь говно! Построили магазинчик, стоит бедьненкий на говне! Да, что магазин: наша больница задыхается от говна. Мы сами строили и раньше работало всё, как только пришёл Якуба – и началось: угробили всё! Особенно ООО "Коммунальщик", он угробил все наши сети, всю канализацию. Теперь за свалку взялись! Не было никогда такого, что бесконтрольно возили чёрт знает что. Вот оно наследие Якубы, куда бы ни приложил руку – либо руины, либо говно. Не вздрагивай от слов моих, Андрей, - мне бояться нечего! А вот ты лучше подумай с кем тебе дальше жить: или ты думаешь Якуба будет тебя и дальше защищать? Он выбросит тебя на улицу, и с кем ты останешься? Решай, с ним ты или с народом?".
Не удивительно, что провожали со сцены пенсионера громкими аплодисментами и словами поддержки.
Всё ещё только начинается
Спонтанный митинг подходил к концу, и самое время было подводить итоги и приходить к общему знаменателю.
"Что могу сказать, Вы сами всё видели, и настроение людей, и настрой, и желание бороться, идти до конца, - резюмирует Максим Кулаков. – К сожалению, пришло не так много людей, как могло прийти на согласованный митинг, но эту уже вопрос к администрации посёлка. В настоящий момент задачу свою они выполнили, а наша задача теперь сделать так, чтобы в следующий раз у них не было ни единого шанса запретить нам".
Для этого была создана т.н. "инициативная группа" сельчан, в которую вошло уже более 15 человек. Все они подбирались так, чтобы максимально охватить улицы города по периметру. Грубо говоря, чтобы жили не одном доме, а в разных. Первая задача инициативной группы – это разработка плана действий: это и ночные дежурства, и запись номеров привозящих мусор машин, и систематическое составление жалоб, запросов на имя местных чиновников и федеральных ведомств, увеличение штата "группы", подключение старших по дому, обмен информацией и т.д.
Получается, что "якубинская" вседозволенность у власти, сыграла с ней не просто злую шутку, а роковую ошибку. Видя полное безразличие и неучастие властей, жители Первомайского из обычных сельчан стали настоящей ячейкой сопротивления. И если власть имущий лагерь силён лишь только административным давлением, то похвастаться сплочённостью, как пострадавшие первомайцы, уже не сможет. А вот сельчане в настоящий момент – едины как никогда!
"Наши дальнейшие действия?, - отвечает Максим Кулаков. – Провести разрешенный, массовый митинг, после которого мы сможем принять резолюцию митинга, которая будет уже юридическим документом. Более того, имея такую сплочённость и силу, мы вообще сможем поднять вопрос о недоверии к главе сельского совета Ткачёву. Так что, все главные события ещё впереди!».
Мусорный ад
После митинга мы доехали до этой печально известной свалки, и… были просто шокированы её масштабами. Особенно, нас шокировала сторожка, которая была засыпана мусором до крыши!
А что же касается территории самой свалки, то как говорится, беременным женщинами и детям вход воспрещён. Здесь есть всё: начиная от пищевых отходов и заканчивая фекалиями вперемешку с битым стеклом. В тот день была безветренная погода, но несмотря на это, вонь была такой сильной, что казалось будто она просачивается через одежду.
"А если ветер, то весь этот смрад попадает прямиком в посёлок, но если, не дай Бог, свалка горит, то помимо дыма до жителей долетают продукты горения, - поясняет эколог Сергей Белоконь. – Даже без проб и замеров видно, как плодородный слой земли уже весь пропитан нечистотами: тут уже никогда и ничего не будет расти, и самое страшное то, что территория свалки ширится с каждым днём. Вот оно печальное наследие Якубы…".
PS. В ноябре состоится судьбоносное для всего Бийского района событие – выборы Главы района. Голосование будет проходить в закрытой форме. Среди кандидатов – Якуба Евгений Алексеевич…