Спектакль Михалкова "Метаморфозы" произвел фурор в театральной жизни страны

Спектакль Михалкова "Метаморфозы" произвел фурор в театральной жизни страны
В "Метаморфозах" и актеры, и режиссеры изначально отказались от каких-либо шаблонов.
Москва, 22 июня - Атмосфера. Выпускники Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова представили 15 июня в театре Киноактёра результат своего обучения – спектакль "Метаморфозы". 
 
Отказавшись от стандартных шаблонов и рамок, студенты создали некий симбиоз из рассказов Антона Чехова и Ивана Бунина общей атмосферой и новаторским взглядом на классику, сообщает "Российская газета".
 
Формат и содержание спектакля выпускники творческой лаборатории Академии Михалкова сами выбрали. В этом их никто не ограничивал, ведь основное внимание в Академии уделяется творческим инициативам, поэтому и актерам была дана полная свобода действий. Выбор пал на русскую классику – рассказы Бунина и Чехова. Девять разных историй, показанных в новаторском формате открытой репетиции, где зритель становится полноправным участником творческого процесса.

Художественный руководитель спектакля Никита Михалков в перерывах спектакля лично пообщался с залом, объясняя публике тонкости актерского мастерства. "Мы специально  брали не драматические произведения, а великую классику, которая наполнена атмосферой изначально, - отметил ректор Академии. - Гениальный Антон Павлович, гениальный Иван Алексеевич! И вот как попытаться из этой прозы выжать атмосферу для актеров? Это серьезнейшая задача, с которой мы не всегда справляемся, но она является основополагающей в нашем поиске".
 
В творческой лаборатории учатся актеры, уже получившие театральное образование и успевшие потрудиться на подмостках. По словам Никиты Михалкова, "научить их защищаться от низкопробной режиссуры, которая воцарилась даже в ведущих театрах Москвы", - его главная задача. 
 
В "Метаморфозах" и актеры, и режиссеры изначально отказались от каких-либо шаблонов. Например, Бунинская "Месть" (13 июня 1944 г.) поставлена в формате кабаре с песнями и плясками. Но в атмосфере порочного праздника разворачивается трагедия души женской, где жажда любви перерастает в ревность, а наслаждение от мести - в раскаяние за совершенные грехи.
 
Постановка чеховского "Без места" (1886 г.) получилась эксцентричной и даже сумбурной: мытарства молодого человека, пытающегося найти работу, больше напоминают цирковое представление. Но все-таки некоторые постановки в "Метаморфозах" близки к классическим интерпретациям. Утонченный чеховский юмор и атмосфера всеобщего абсурда переданы в спектаклях по рассказам "Беззащитное существо" (1887 г.), "Как я в законный брак вступил" (1883 г.) и "Ушла" (1884 г.).
 
Тяжелейшую работу коллектив творческой мастерской провел с произведениями Бунина, которые относительно легко поддаются экранизации, но, увы, не постановке в театре. И здесь на помощь пришел колоссальный опыт Никиты Михалкова как блестящего киноактера и выдающегося кинорежиссера. "Это было упражнение сумасшедшей сложности, - вспоминает режиссер. - Например, в "Холодной осени" (3 мая 1944 г.) стояла задача передать описанное Буниным состояние природы, а через него - человеческой души. Но как создать образ, используя литературное произведение, не только вокабулируя слова? Это не всегда получается". 
 
"Легкое дыхание" (1916 г.) Бунина также оказалось непросто адаптировать для театра. "Это один из самых трудных рассказов, - говорит Никита Михалков. - Мы помним о чистом, беззащитном и одновременно порочном существе, которое прожило всего лишь 18 лет. Мы попробовали передать это наслаждение летящего, подобно мотыльку на свет, существа. То, что ребята взялись за это, говорит о том, что у них очень большие запросы".
 
В целом "Метаморфозы" отличаются наличием оригинальных, авторских выразительных решений. Михалкова и его творческую лабораторию можно смело назвать первопроходцами, ведь они создали невозможное: новый жанр на стыке театра и кино. Объемные проекции дополнительно придали реалистичность происходящему на сцене.
 
"Цель спектакля – попробовать приблизить себя к переживаниям, которые описаны в произведениях Бунина и Чехова, - рассказал один из режиссеров спектакля актер Сергей Газаров. - Чтобы не ругаться матом, демонстрируя собственную свободу, как сегодня это модно, мы взяли хорошие материалы, проверенные временем. Студенты связали эти произведения с собой, со своими представлениями, желаниями, переживаниями, вопросами, которыми они задаются".
 
Несмотря на то, что постановка изначально анонсировалась как студенческая работа, в зале был аншлаг. Среди тех, кто пришел посмотреть работу выпускников, было много профессионалов и опытных театралов. Их общий вердикт - творческий эксперимент удался, а Академия Никиты Михалкова заработала себе репутацию театральной лаборатории по производству талантов. 
 
"Спектакль произвел на меня грандиозное впечатление не только как на профессионала, но и как на обычного зрителя, - говорит кинорежиссер Владимир Хотиненко. – В "Метаморфозах" грандиозная сценография. Как будто и декорации, и отношения героев сплетены из воздуха. По форме спектакль очень необычен. И когда перед каждой частью сначала в словах проговаривается, что мы увидим, и потом мы действительно это видим, но уже на другом языке, да еще и в потрясающем качестве, это невероятно. Всех актеров спектакля Михалков вывел в высшую лигу".
 
"Метаморфозы" - это что-то совершенно необычное и новое. Часто бывает, что необычное скрывает художественные достоинства, но здесь они, наоборот, раскрываются. Это совершенно неожиданно и по форме, и по содержанию - Бунин* и Чехов*в таких разнообразных вариантах и жанрах! Спектакль просто потрясающий, это очень тонкая и точная работа.
 
Иван Алексеевич Бунин (22.10.1870 - 8.11.1953 г.)
*Антон Павлович Чехов  (29.01.1860 - 15.07.1904 г.)
Читайте полную версию на сайте asfera.info