пятница, 22 ноября, 2024
Новосибирск, 6 августа – Сибинфо. Александр Шелягин. "Марш за федерализацию Сибири", проведение которого мэрия Новосибирска предпочла не согласовывать, с самого появления анонса о мероприятии продолжает обрастать слухами и неоднозначными оценками. Портал "Сибинфо" побеседовал с известным художником Артемом Лоскутовым, выступившим в своем роде популяризатором данной акции и поделившимся своим видением того, почему ситуация вокруг марша приобрела такой накал.
– Артем, "Марш за федерализацию Сибири", еще даже не состоявшись и не будучи согласованным мэрией, уже превратился в событие чуть ли не общегосударственного масштаба. Ты достаточно активно высказывался об этой акции и, как я понимаю, ее организуют в Новосибирске знакомые тебе люди. Поэтому для начала хотелось бы спросить, какова твоя роль в этом мероприятии? Ты являешься организатором акции, ее идейным вдохновителем?...
– Формально организатором акции я не являюсь. В подаче уведомления я не участвовал. Просто я увидел анонс и, как множество других людей, его перепостил. Но, в принципе, тема марша мне достаточно близка. Ко мне стали обращаться за комментариями и дальше пошло-поехало.
– Насколько я помню, в Новосибирске в октябре 2011 года подобная акция уже проводилась. Почему сейчас вокруг этой же темы такой скандал?
– Да, был митинг "Хватит кормить Москву". В тот момент начиналась история с московскими протестами. А накануне выборов в Госдуму 2011 года, видимо, эта повестка была не очень горячей. А вот сейчас в умах людей, судя по всему, накопилось очень много безумия, и поэтому, наверное, они так неадекватно реагируют. Просто видят слово "федерализация", а читают его как "сепаратизм".
– Как думаешь, изначально в самом анонсе "Марша за федерализацию Сибири" имела место провокация, и можно было предугадать ту реакцию, которую мы имеем сегодня?
– Это лишь провоцирование дискуссии. Но если пристально посмотреть на все, то что здесь провокативного? Слово "федерализация"? Но у нас это слово присутствует в названии государства – Российская Федерация.
Почему так реагируют на это слово? Последние полгода применительно к той же Украине об этом говорилось с экранов телевизоров, а сейчас вдруг, когда эту же риторику применили к другим территориям, вдруг сразу началась какая-то паника.
В любом случае сам марш делался не ради какой-то неадекватной реакции. Никому не интересно разжигать истерику. Цель сводится к тому, чтобы обсудить реальное положение регионов, их несамостоятельность, зависимость от Москвы.
Ведь даже сам отказ мэрии Новосибирска в согласовании акции ярко показывает текущую ситуацию. Если все представить в упрощенной формулировке, то выглядит это следующим образом. В регионе есть люди, которые говорят о необходимости большего количества полномочий, самостоятельности, большего количества денег, которые остаются в субъекте, и так далее.
Так вот, с точки зрения муниципалитета, город должен быть доволен такими требованиями. Но мы видим, что, выбирая между интересами местного населения, представители которого пытаются этот марш отстоять, и московским начальством, новосибирская мэрия действует в угоду последнего. Но ведь это же неправильно.
– Кстати, относительно мэрии и конкретно градоначальника Анатолия Локтя. Он ведь, будучи депутатом Госдумы от КПРФ, не стеснялся в выражениях и сам говорил о несправедливости нынешнего порядка вещей. Как думаешь, отказ мэрии в согласовании марша – это давление системы или личная переоценка ценностей градоначальником?
– Это, конечно, лучше спросить у него. Но, безусловно, в связи с его новой должностью накладываются какие-то новые факторы, которые приходится учитывать при принятии определенных решений. Я думаю, что он просто опасается лишних движений…
– По поводу опасений… Многие СМИ были поставлены перед фактом наличия директивы Генпрокуратуры и последующих за ней уведомлений от Роскомнадзора, предписывающих снять те или иные информационные материалы, посвященные маршу за федерализацию. Есть ли определенная надежда на то, что после этого в органах все же поняли, что палка была перегнута?
– Слушай, я не знаю. Сегодня я читал про BBC, которым прислали два требования, а они отреагировали не так, как хотели Роскомнадзор и Генпрокуратура, и теперь обстановка нагнетается.
Я просто удивлен, что Генпрокуратура использует формулировки "призывы к массовым беспорядкам", "экстремизм", "нарушение территориальной целостности" и так далее. Ничего подобного не было, никто об этом не говорил. Возможно, здесь было некое недопонимание или неумение читать.
Честно говоря, я чувствую, что меня в контексте таких формулировок просто оклеветали. Это очень неприятно. Не знаю, имеет ли смысл доказать Генпрокуратуре, что она на меня клевещет. Но мне это не нравится. Правда, лично я не знаю, как реагировать. Пытаться нажаловаться в прокуратуру на прокуратуру? Это, по-моему, бесперспективное занятие….
– Артем, еще один вопрос. Так вышло, что ситуация в общем-то патовая. Мэрия на марш добро официально не дала, вокруг акции разрастается мифотворчество. Как быть?
– Насколько я понимаю, организаторы продолжат переписку с мэрией. По идее, никакого отказа быть не может. Он просто не предусмотрен по закону. Поэтому идет какое-то запутывание, отписки. И я думаю, что в Новосибирске организаторы довольно настойчивые, и они будут добиваться легального проведения акции. Хотя, по-моему, марш, даже не состоявшись, задачу появления дискуссии в обществе уже выполнил.
Другое дело, что на самом марше может быть более четко озвучена позиция по этому вопросу, чтобы не было всяких разнотолков.